ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія Всесвітня » Історія першої світової війни 1914-1918

Военно-экономическая подготовка войны
Подготовка к войне требовала изготовления огромного количества предметов вооружения, чтобы снабдить ими массовые армии эпохи империализма. Это стало возможным благодаря высокому уровню экономического развития ряда стран на рубеже XIX — XX вв., росту промышленного производства и развитию техники. Уже к началу XX в. резко возросли выпуск стали и цветных металлов, добыча каменного угля и нефти, производство различного рода машин. Большие достижения имелись в технологии производства чугуна и стали, в химической промышленности. В электротехнике были изобретены динамомашины и электродвигатели, в технике средств связи — телефон и беспроволочный телеграф (радио). Был создан двигатель внутреннего сгорания, а благодаря этому появились автомобиль и аэроплан. Значительно развилась сеть железных дорог.
Достижения науки и техники позволили создать новые, более эффективные образцы вооружения. Усиленное строительство железных дорог, развитие средств связи явились условиями, обеспечивающими использование массовых армий; железные дороги позволяли в короткий срок сосредоточивать к полям сражений большие количества войск, а новейшие средства связи — телеграф, телефон, радио — позволяли централизованно управлять массовыми армиями, разбросанными на больших расстояниях.
Было ясно, что в случае войны между отдельными странами или коалициями преимущество имела бы сторона с более высоким уровнем развития промышленности, более развитой техникой производства и с достаточными запасами сырья, необходимого для производства оружия и военных материалов. В связи с этим [61] развитию различных отраслей промышленности уделялось большое внимание. Экономические показатели основных стран к началу войны приведены в табл. 2.

ТАБЛИЦА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГЛАВНЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН К 1913 Г., МЛН. Т.*
Страна Добыча Выплавка Стоимость продукции машиностроительной промышленности, млн. золотых руб.**
угля нефти железной руды чугуна стали
Англия 292 — 16,3 10,4 9,0 742
Франция 41 — 21,5 5,2 4,7 122
Россия 36 9,2 9,2 4,6 4,9 220
Всего Антанта 369 9,2 47,0 20,2 18,6 1084
Германия 277 0,1 28,6 16,8 15,7 1296
Австро-Венгрия 54 1,1 5,3 2,4 2,6 213
Всего Центральные державы 331 1,2 33,9 19,2 18,3 1509
* М. Б. Вольф и В. С. Клупт. Статистический справочник по экономической географии капиталистического мира. Изд. 3-е, стр. 77, 87, 101, 138, 337, табл. 47, 57, 69, 110, 341; Изд. 4-е, стр. 74, 85, 105, 109, 110, 158, табл. 34, 42, 54, 58, 59, 97; «Мировое хозяйство», стр. 6 — 7, 8 — 9, табл. 2, 3.
** Без производства автомобилей, электрических машин, котлов.

Если сравнить уровень производства чугуна и стали, достигнутый странами-соперницами перед войной, то окажется, что Германия и Австро-Венгрия, вместе взятые, лишь немного уступали странам Антанты. Такое положение в области выплавки металла — основы для производства вооружения и боеприпасов, особенно артиллерийских снарядов, вселяло в германских милитаристов надежду на безусловную победу в случае войны.
Однако следует заметить, что Германия не обладала достаточными запасами железной руды. Ее металлургия в большой степени зависела от ввоза руды из других стран. Так, в 1913 г. Германия вынуждена была ввезти 14,0 млн. т железной руды{114}, главным образом из Франции и Швеции. Немаловажным было то, что преобладающая доля собственной железной руды (75%) добывалась в аннексированной Лотарингии, которая в случае войны с Францией прежде всего подверглась бы нападению.
В надежде на быстротечную войну Германия могла обеспечить свою металлургию запасами сырья, накопленными в мирное время, пополняя их подвозом руды из Швеции. В условиях длительной войны и блокады Германия неизбежно стала бы испытывать [62] острый недостаток железной руды. Что касается добычи каменного угля, то здесь германская коалиция уступала Антанте незначительно и полностью покрывала внутреннюю потребность собственным производством. Кроме того, Германия имела немалые разведанные запасы каменного угля.
В отличие от Германии Франция была бедна углем. До войны ей приходилось в значительной мере завозить уголь из других стран. В 1913 г. только из Англии во Францию было завезено 12 766 тыс. т угля{115-116}. Из Германии в том же году Франция получила 18,4% всего своего импорта угля и 78% импорта кокса{117}.
Накануне первой мировой войны важное значение как стратегическое сырье стала приобретать также и нефть. В военно-морском флоте внедрялось жидкое топливо, вводились двигатели внутреннего сгорания, работающие на нефти и продуктах ее перегонки. Расширилось применение двигателей внутреннего сгорания в авиации и сухопутных войсках (автомобиль). Всего в 1913 г. во всех странах было добыто 53,7 млн. т нефти. Однако из стран Антанты только Россия имела собственную нефть и добыла ее в 1913 г. 9,2 млн. т. Англия и Франция своей нефти не имели и вынуждены были довольствоваться привозными нефтепродуктами{118} из стран Среднего Востока и Индии. В 1913 г. в Индии было добыто 1,1 млн. т нефти, однако ее надо было доставлять долгим морским путем. Из стран германской коалиции в 1913 г. добывалось: в Австро-Венгрии — 1,1 млн. т, в самой же Германии — всего 121 000 т. Главная масса нефти добывалась в нейтральных странах, не примыкавших формально к военным группировкам в Европе (США, Мексика, колонии Голландии, Румыния и др.), причем основная масса мировой добычи нефти принадлежала США (34 млн. т).
В производстве вооружения существенная роль принадлежала машиностроительной промышленности. В этой области преимущество было на стороне Германии. Стоимость продукции машиностроительной промышленности Германии и Австро-Венгрии, вместе взятых, в полтора раза превышала стоимость продукции машиностроительных заводов Великобритании, Франции и России. Удельный вес Германии в машиностроительной промышленности в 1913 г. по отношению к мировому итогу составлял 21,3%, а удельный вес Великобритании, Франции и России — только 17,7% (на долю США приходилось 51,8%, а на долю остальных капиталистических стран — 9,2%).
Важную роль в военном деле стал играть железнодорожный транспорт. Все страны, готовясь к войне, увеличили железнодорожное строительство, особенно в направлении к границам. [63]

ТАБЛИЦА 3. РОСТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ВАЖНЕЙШИХ СТРАН ЕВРОПЫ, ТЫС. КМ *
Государство Протяженность железных дорог Увеличение, %
1880 г. 1 января 1914 г.
Франция 26 51 93
Европейская Россия 23 58,4 155
Германия 34 63,7 87
* M. Б. Вольф и Б. С. Клупт. Статистический справочник по экономической географии капиталистического мира. Изд. 3-е, стр. 224-225, 228 — 229; Н. Васильев. Транспорт России в войне 1914-1918 гг. M., 1939, стр. 9.

Протяженность железнодорожной сети главнейших европейских стран за время с 1880 по 1914 г. значительно возросла, что видно из табл. 3.
Следует, однако, отметить, что важное значение для военных целей имело не само по себе увеличение протяженности железнодорожных путей, а насыщенность железнодорожной сетью той или иной территории и развитие железнодорожных линий в направлениях, обеспечивающих потребности войны. С этой точки зрения состояние железнодорожной сети трех крупных европейских государств было следующим: на 100 кв. км территории в среднем приходилось: в Германии — 11,8, во Франции — 9,6, в Европейской России — 1,1 км железных дорог{119}. В приграничной полосе, т. е. полосе развертывания армии, плотность железных дорог была значительно выше. Так, Германия в Прирейнском районе имела до 18 км железных дорог на 100 кв. км территории. В Восточной Пруссии и Силезии плотность железных дорог на 100 кв. км была меньше средней плотности (6,4 и 10,4 км соответственно).
В условиях, когда экономическая жизнь государств Европы в значительной степени зависела от оживленной торговли с заморскими странами, большое значение имел морской торговый флот, особенно для колониальных государств. Самым многочисленным торговым флотом владела Англия. На 1 июля 1914 г. она имела 9240 парусных и паровых судов общим тоннажем 19 256,8 тыс. регистровых брутто-тонн. Второе место занимала Германия, которая имела 2388 судов (в 3,9 раза меньше Англии) тоннажем всего 5459,3 тыс. регистровых брутто-тонн (в 3,5 раза меньше Англии){120}. Флоты других государств были меньше как по количеству судов, так и по тоннажу.
Что касается такой важной отрасли экономики, как производство продовольствия, то в этом отношении не все страны находились [64] в одинаковом положении. Только Россия была полностью обеспечена продовольствием и даже вывозила часть зерна на внешние рынки (ежегодно пшеницы — 4239 тыс. т, ржи — 655 тыс. т, ячменя — 3719 тыс. т, овса — 1088 тыс. т и кукурузы — 763 тыс. т){121}. Почти на 90% своим хлебом была обеспечена Франция. Германия перед войной вынуждена была ввозить 1/3 потребляемой пшеницы и почти половину ячменя. Англия ввозила более 3/4 потребляемой пшеницы, более 2/5 ячменя, более 1/5 овса{122}. Германия и Англия ввозили также много мясных и молочных продуктов.
При оценке экономического превосходства какой-либо из стран нельзя исходить лишь из количественного сравнения тех или иных факторов. Необходимо учитывать также местонахождение сырьевых ресурсов и возможности их доставки. Например, Антанта в 1913 г. больше добывала угля, чем Германия и Австро-Венгрия (Антанта — 369 млн. т, Германия и Австро-Венгрия — 331 млн. т). Но из всего количества угля, добываемого странами Антанты, на долю Англии приходилось 292 млн. т, а России лишь 36 млн. т. И если Россия до войны ввозила 1/6 часть потребляемого угля из Германии и Англии, то в случае войны с германской коалицией доставка угля из Англии возможна была бы лишь кружным путем, через Архангельск.
По тем же соображениям преимущество Антанты в добыче нефти, из которой 9,2 млн. т добывалось в России, также могло быть использовано с большими затруднениями. В случае же продолжительной войны Германия, зависевшая в большей степени от ввоза промышленного сырья и продовольствия, оказывалась в очень затруднительном положении.
Все возрастающая потребность в вооружении вызывала усиленный рост военного производства. Увеличивалось количество государственных военных заводов. Для производства оружия шире привлекались частные заводы. К 1914 г. в основных европейских странах имелась хорошо организованная мощная военная промышленность в виде государственных и частных специальных заводов по производству оружия.
Германская военная промышленность накануне войны представляла собой мощную отрасль индустрии, включавшую до 30 государственных и частных заводов с числом рабочих в 180 тыс. человек. Из частных сюда входили известные заводы Круппа, [65] которые уже в то время являлись одним из главных поставщиков оружия. Государственных военных заводов в Германии было 16, в том числе три пороховых, четыре оружейных, три снарядно-патронных, три трубочных и три орудийных. На всех этих заводах в 1913 г. работало 43 тыс. человек{123}. Имелись также довольно мощные государственные и частные судостроительные верфи (в Вильгельмсгафене, Киле, Данциге), на которых работало более 72 тыс. человек{124}. О постоянном расширении военного производства в Германии свидетельствует бурный рост числа рабочих на заводах Круппа. Так, в 1873 г. на них работало 9 тыс. рабочих, в 1885 г. — 22 тыс., в 1902 г. — 44 тыс., в 1906 г. — 58 тыс., в 1913 г. — уже 80 тыс. рабочих{125}.
Крупные военные заводы имелись в Австро-Венгрии. Например, на заводах Шкода в Пльзене, производящих военную продукцию, во время войны работало до 40 тыс. человек.
Сравнительно высокого уровня развития достигла военная промышленность Франции. Накануне войны во Франции имелось [66] 6 судостроительных заводов (они назывались арсеналами) и 23 государственных военных завода, в том числе 10 пороховых, 3 оружейных, 4 снарядных, 1 патронный, 1 трубочный, 4 орудийных. На этих заводах до войны работало 57 тыс. человек{126}. Кроме того, производством военной продукции занималось много частных предприятий — Шнейдер в Ле-Крезо, у которого работало в мирное время 60 тыс. человек (производительность его заводов мало уступала заводам Круппа в Германии), Сен-Шамон и др. Всего на производстве военной продукции во Франции было занято до 100 тыс. рабочих. Свидетельством расширения военного производства во Франции является рост экспорта военных материалов французскими фирмами, что видно из табл. 4.

ТАБЛИЦА 4. ЭКСПОРТ ВОЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ ФРАНЦУЗСКИМИ ЗАВОДАМИ, МЛН. МАРОК *
Фирма 1885-1890 гг. 1891-1900 гг. 1901-1911 гг.
Шнейдер и К° 45 150 225
Сен-Шамон 15 40 65
Общество фабрикации артиллерийских снарядов 4 12
Французское общество приготовления снарядов 5 20 50
Общество Шатийон и Комментри 5 40 10
Разные 10 20 40
Итого 80 274 402
* М. П. Павлович (М. Вельтман). Интернационал смерти и разрушения… стр. 111.

Англия также располагала государственными и крупными частными заводами, выполнявшими военные заказы. Огромную роль в производстве вооружения играли, например, частные фирмы Виккерс и Армстронг — Виттворт. На предприятиях последней до войны работало 25 тыс. человек{127}. Крупными были заводы и верфи для морского судостроения. Всего в Англии имелось 19 крупных судостроительных и машиностроительных заводов, часть из которых могла строить дредноуты. На английских государственных военных заводах было занято перед войной 10 тыс. человек, на судостроительных — 60 тыс. человек. Всего же в военной промышленности работало более 100 тыс. рабочих{128}. Государственная чисто военная промышленность Англии по своей производительности имела относительно малое значение и [67] ограничивалась небольшим числом заводов: орудийный завод в Вульвиче, оружейные заводы в Энфильде, Вульвиче и Квебеке{129}. Имелся еще завод взрывчатых веществ в Вельтам-Абби{130}. Вульвичский арсенал производил все — начиная от тяжелых орудий и винтовок до солдатских сапог и рубашек включительно, но давал свою продукцию только для экспедиционного корпуса, который был очень мал. Поэтому частные заводы в военном производстве Англии играли большую роль. Так, если в 1900 г. частными заводами было выполнено 69% военных заказов, то в 1912 г. — уже 90%{131}.
Сравнительно развитой специальной военной промышленностью располагала перед войной и Россия. Она имела свыше 20 казенных предприятий и ряд крупных частных заводов. Мощными государственными военными заводами являлись Тульский, Ижевский и Сестрорецкий оружейные, Обуховский и Пермский орудийные, Охтинский, Шостенский и Казанский пороховые заводы, Балтийский судостроительный завод{132}. Кроме того, изготовлением, ремонтом и переделкой некоторых видов вооружения занимались семь сухопутных и два морских арсенала. В их числе были такие мощные арсеналы, как Петербургский, Киевский, Брянский. Четыре казенных завода изготовляли дистанционные трубки и взрыватели к снарядам, два — ружейные патроны, два — взрывчатые вещества{133}. Военные заказы регулярно выполняли частные заводы, в том числе такие гиганты, как Путиловский, ряд частных судостроительных заводов в Петербурге, Николаевский судостроительный завод. Для производства дистанционных трубок, ружейных патронов, пороха и взрывчатых веществ привлекались еще семь частных заводов. Россия размещала часть заказов за границей: на военные корабли — в Англии и Германии, на артиллерийское вооружение — в Германии и Франции. Всего на предприятиях русской военной промышленности, казенных и частных, накануне войны было занято около 80 тыс. рабочих{134}.
Военные приготовления империалистических держав влекли за собой огромные расходы. Они вызвали, как указывал в 1895 г. Ф. Энгельс, возрастание военных расходов в геометрической прогрессии{135}. Для покрытия колоссальных военных расходов буржуазные правительства вводили новые налоги и все усиливали налоговый пресс, выжимая из трудящихся последние [68] гроши. Гонка вооружений неизбежно влекла за собой «непомерное повышение налогов», отмечал Энгельс{136}, и производилась полностью за счет трудящихся. Промышленники же наживали на этом деле сказочные состояния.
Военные расходы были особенно высокими в Германии. Ее ассигнования на вооружение в 1879 г. составляли 428 млн. марок, к 1899 г. — достигли 926 млн. марок{137}, a в 1913 г. на эти цели было отпущено более 2 млрд. марок, т. е. половина всего государственного бюджета{138}. Всего за 35 лет (с 1879 по 1914 г.) военные расходы Германии выросли в 4,7 раза. Военные расходы Австро-Венгрии в начале XX в. (с 1900 по 1913 г.) выросли более чем на 70% и достигли в 1913 г. 583 млн. крон{139}. Непомерно высоким был и военный бюджет Италии. Ф. Энгельс указывал еще в 1893 г., что Италия «...изнемогает под тяжестью военного бюджета»{140}. Действительно, если в 1907 — 1908 гг. в стране было ассигновано на военные нужды 308 млн. лир, а спустя два года — 330 млн. лир, то на 1911-1912 гг. смета военных расходов определялась в 396,1 млн. лир{141}.
Во Франции расходы на военные нужды к 1914 г. достигли огромной суммы — 1,5 млрд. франков, что составляло 38% всех бюджетных расходов{142}.
Русское правительство, несмотря на тяжелое финансовое положение после русско-японской войны, также постепенно увеличивало расходы на вооруженные силы. За время с 1907 по 1913 г. общий бюджет военного и морского министерств России увеличился в 1,67 раза{143}.
За 25 лет, с 1883 по 1908 г., эти расходы по всем странам возросли на 81,3%, или в среднем по 3,25% в год. За период с 1908 по 1913 г., т. е. только за пять лет, увеличение составило 49,6%, или в среднем по 9,92% в год. В целом расходы на вооружение к 1913 г. увеличились более чем в 3 раза.
Темпы роста военных расходов различных стран были неравномерными. Австро-Венгрия за период с 1908 по 1913 г. по сравнению с периодом 1883-1908 гг. увеличила военные расходы в 13 раз, Италия — почти в 16 раз, Франция — в 4,2 раза, Россия — в 3,7 раза, Англия — в 1,3 раза и Германия — в 1,6 раза. Всего же перед войной за последние 30 лет «вооруженного мира» [69] шесть европейских великих держав израсходовали непосредственно на военные нужды 125 млрд. марок (57,9 млрд. рублей), не считая расходов на англо-бурскую и русско-японскую войны{144}. Непомерно выросли и государственные долги. К 1911 г. они достигли следующих сумм: Франция — 26 046 млрд. марок, Россия — 19 313, Англия — 13 447, Германия — 20 600, Австро-Венгрия — 15 713, Италия — 11 590 млрд.{145}
Русское правительство, не имея достаточно финансовых средств для соревнования в гонке вооружений с другими державами, предложило созвать международную конференцию по ограничению вооружений, чтобы попытаться хоть в какой-то степени затормозить гонку вооружений своих вероятных противников. Предложение России не нашло отклика среди европейских держав. Самым решительным противником ограничения вооружений показала себя Германия. Отрицательную позицию занимали также французский и английский кабинеты. Все же ни одно правительство не посмело отказаться от участия в конференции, которая состоялась с 18 мая по 29 июля в 1899 г. в Гааге с участием представителей 26 государств. Однако конференция заранее была обречена на неудачу и в итоге ровно ничего не принесла. На ней не было достигнуто никакого соглашения об ограничении новых вооружений. Свою особую агрессивность продемонстрировал на конференции германский империализм{146}.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Военно-экономическая подготовка войны» з дисципліни «Історія першої світової війни 1914-1918»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Основи організації, способи і форми грошових розрахунків у народн...
Аудиторські процедури: зміст і послідовність проведення
Аудит загальновиробничих витрат
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ І МІСЦЕ В НЬОМУ ФІСКАЛЬНО-...
Джерела формування власного капіталу


Категорія: Історія першої світової війни 1914-1918 | Додав: koljan (06.04.2013)
Переглядів: 619 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП