Развитие теории функционирования рыночной экономики было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Д. Кейнсом теория регулирования рыночной экономики стала основой разработки концепции «государства благоденствия» 1960—1970-х гг. Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в тоталитарную структуру, разрушающую демократию, был изучен американскими экономистами Й. Шумпетером и М. Фридманом. Их идеи были взяты на вооружение неоконсервативными политиками США и Великобритании в 1980-е гг., использовались рядом латиноамериканских диктатур при осуществлении модернизации экономики. Основным направлением развития теорий общественного развития стали идеи фаз, или стадий, цивилизационного развития (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер и др.) — от примитивной к аграрной, индустриальной, информационной. Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства производства, то цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм производственной деятельности. Он придавал большее значение, чем марксизм, факторам историко-культурных, политических особенностей и традициям отдельных цивилизаций, положению личности в обществе. Согласно теории стадий развития, человечество в целом прошло путь от собирательства, охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству. Следующие стадии были связаны с переходом к мануфактурному, промышленному, индустриальному производству и, наконец, к информационному обществу. На каждой из этих стадий менялись преобладающие формы и содержание трудовой деятельности. Возможность достижения каждой из локальных цивилизационных общностей очередной ступени развития связывалась с существованием духовных, а не только материальных предпосылок. Исследование закономерностей индивидуального и группового социального поведения заложило основы прикладной социологии и политологии. Их предметом стало изучение широкого спектра проблем — от тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов. Был преодолен разрыв между исследованием человека и крупных социальных общностей, политических систем. Выводы ученых начала века, разработавших теорию правящих элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), в XX веке были пополнены большим фактическим материалом о социальном и политическом развитии почти двухсот государств. Это значительно раздвинуло горизонты знаний о закономерностях развития политических систем (Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Арон, Г. Алмонд, К. Дойч), функционировании демократии (Р. Даль, М. Дюверже, Дж. Сартори и др.). Акцент на личности, мотивах ее поведения, в том числе социального в ходе избирательных кампаний, вообще был свойственен науке XX века. Она опиралась на подходы, разработанные 3. Фрейдом. Заслуга применения теории Фрейда к социальному поведению личности, общественным проблемам в значительной мере принадлежит эмигрировавшему в США немецкому психологу и социологу Э. Фромму (1900—1980). Благодаря эмиграции из Европы в годы фашизма многих видных мыслителей, не желавших смириться с ограничением свободы творчества, американская наука выдвинулась на передовые рубежи на многих направлениях. Идеи фрейдизма использовались теоретиками такого направления современной философской мысли как структурализм. Принцип структурного подхода предполагает, что любое изучаемое явление (общество, язык, сознание человека и т.д.) состоит из определенных элементов — единиц, находящихся во взаимосвязях, которые и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ К. Леви-Стросс, считающийся «отцом структурализма», на основе сравнения различных культур и мифологических систем пришел к выводу, что проекция структур бессознательного на уровень сознания и определяет восприятие человеком социальной реальности, его поведение в обществе. Вопросам отношения человека и власти с использованием методов структурализма уделял особое внимание другой французский философ — М. Фуко (1926—1984). По его мнению, человек и власть при стабильном порядке вещей — понятия неразрывные. Власть структурирует, дисциплинирует индивидов, которые, будучи порождением власти, без нее существовать не могут.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теории общественного развития» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»