Идеология современной европейской социал-демократии
В 1970—1980-е гг. большинство социалистических и социал-демократических партий, в том числе и в Швеции, вновь обновили свои программы. Стимулом к этому выступили потребности модернизации экономики, требовавшей дополнительных вложений в науку, производство, в том числе и за счет ограничения государственных расходов. Шведские социал-демократы, заявив о полной реализации идеи государства «всеобщего благоденствия», объявили о необходимости разработки новой шведской модели, основанной на ограничении роли государства, децентрализации социальных программ. В теоретическом плане идеал социализма как общества всеобщего равенства стал рассматриваться как вектор движения, а не конкретная цель (в духе трактовки Бернштейна — «движение все, конечная цель — ничто»). В программе Французской социалистической партии (1988) подчеркивалось, что «социалистическое общество — это не столько стремление к концу истории, сколько движение к социализму, наращивание реформ и преобразование социальных отношений, изменение поведения людей и их отношений между собой». С учетом новых установок акцент стал делаться на краткосрочные программы, направленные на решение конкретных проблем, практические подходы к которым мало отличались от консервативных. Это открыло возможности широкого межпартийного сотрудничества, создания надпартийных коалиций во имя решения общегосударственных задач развития. Укреплению влияния социал-демократии содействовал и крах международного коммунистического движения. После распада СССР и окончательного банкротства советской модели социализма большинство коммунистических партий развитых стран (все, обладавшие массовой поддержкой) либо полностью объединились с социал-демократическими партиями, либо раскололись, утратив влияние на избирателей. Основные идеи и достижения неоконсерватизма в плане модернизации экономики, поддержки частного предпринимательства, мер по ограничению тенденций к бюрократизации центрального аппарата власти государства не ставились под сомнение. В той мере, в какой политика, построенная на неоконсервативных идеалах, оказалась эффективной для решения проблем постиндустриальной модернизации общества, она стала проводиться в 1980-е гг. всеми политическими силами, в том числе и не разделяющими философии неоконсерватизма. Так, в Испании модернизацию, осуществляемую по неоконсервативным рецептам, проводило правительство, возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии — коалиционное правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во Франции неоконсервативный курс проводился при президенте-социалисте Ф. Миттеране. Данный прагматический подход нашел свое отражение и в развитии теоретический мысли социал-демократии. В апреле 1998 г. Т. Блэр, лидер британских лейбористов (крупнейшей социал-демократической партии), предложил распустить Социалистический Интернационал и заменить его союзом нового типа, включающим либеральные партии (типа демократической партии США), разделяющие цели социально ориентированной политики. Эта идея не была поддержана французскими социалистами, но вызвала одобрение у лидера СДПГ Г. Шредера, также исходящего из необходимости разработки более широкого союза партий, разделяющих эгалитаристские идеалы. В то же время в рамках большинства социал-демократических партий сохраняются влиятельные фракции, опасающиеся утраты собственного лица социал-демократии. В СДПГ это направление возглавляется О. Лафонтеном. В развитых странах в русле либеральной демократии достигнут консенсус основных политических сил по принципиальным вопросам стратегии общественного развития. Она проводится ими в жизнь безотносительно к различиям в идейно-теоретических и философских взглядах их лидеров и теоретиков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Идеология современной европейской социал-демократии» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»