Кризис перепроизводства в США и крах биржи в Нью-Йорке потряс экономику почти всех стран мира. В самих США объем промышленного производства упал на 50%, выпуск автомобилей сократился в 12 раз, тяжелая промышленность была загружена лишь на 12% своей мощности. Из-за краха банков миллионы человек потеряли свои сбережения, безработица достигла астрономических показателей: вместе с членами семей и полубезработными она затронула половину населения страны, лишившуюся средств к существованию. Резко сократился сбор налогов, поскольку 28% населения вообще не имели никаких доходов. Из-за банкротства большинства банков рухнула банковская система страны. Марши голодных на Вашингтон потрясли американское общество, совершенно не готовое реагировать на социальные проблемы таких масштабов. «Новый курс» президента США Ф.Д. Рузвельта, избранного на этот пост в 1932 г. и переизбиравшегося четыре раза (беспрецедентный случай в истории США), основывался на нетрадиционных для либерализма мерах по оказанию помощи безработным, налаживанию общественных работ, регулированию социальных отношений, помощи фермерам. Была создана общегосударственная система помощи вдовам, сиротам, инвалидам, страхования от безработицы, пенсионного обеспечения, закреплены права трудящихся на создание профсоюзов, забастовку, принят принцип государственного посредничества в трудовых конфликтах и так далее. Государство поставило под контроль выпуск акций частными корпорациями, увеличило налоги на высокие доходы, наследства. Опыт депрессии 1929—1932 гг. показал, что характерные для рыночной экономики кризисы перепроизводства при переходе к массовому выпуску продукции становятся слишком разрушительными. Разорение десятков, даже сотен мелких товаропроизводителей могло быть относительно малозаметным, но крах крупной корпорации, от процветания которой зависело благосостояние сотен тысяч семей, оказывался тяжким ударом для социального мира и политической стабильности. Сторонники классического либерализма в США стремились помешать проведению «Нового курса», использовали Верховный суд, признавший многие реформы антиконституционными. Они считали, что политика Ф.Д. Рузвельта тормозит выход из кризиса, нарушает естественный цикл его развития. С точки зрения интересов бизнеса, это, возможно, соответствовало действительности, но в социальном плане «Новый курс» был спасительным для американского общества. Родоначальником теории, обосновывавшей возможность регулирования рыночной экономики с целью обеспечения стабильного роста, полной занятости, повышения уровня жизни, принято считать английского экономиста Джона Мэйнарда Кейнса (1883—1946). Разработанная им система макроэкономических показателей, раскрывающая взаимосвязь национального дохода, уровня капиталовложений, занятости, потребления, сбережений, стала основой государственного регулирования экономики в условиях демократии. Главная идея кейнсианства применительно к сфере социальных отношений состояла в том, что активная социальная политика в конечном итоге выгодна и для бизнеса. Его стремления к увеличению объемов производства требовали расширения рынков сбыта продукции. Однако возможности внешней экспансии, завоевания новых рынков силой оружия были не безграничны. Емкость рынков могла возрастать постоянно только за счет повышения благосостояния большинства населения, что и обеспечивалось активной социальной политикой государства. Кейнсианская теория, обосновывавшая совместимость расширения функций государства с демократическими идеалами прошлого, стала основой так называемого неолиберализма, предполагающего, что особая роль государства не только не угрожает свободе, но напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Соответственно, первоначально в США, а затем и в большинстве стран демократии стали осуществляться антикризисные программы поддержки бизнеса и регулирования экономики, расширяться расходы на социальные нужды. Широкие масштабы приняло регулирование трудовых споров (государственный арбитраж, посредничество, судебные решения в случае нарушения условий коллективных трудовых договоров и так далее). К 1937 г. доля государства в распределении ВВП превысила 20%. Тем самым были созданы условия для выдвижения и реализации уже во второй половине века концепции социально ориентированной рыночной экономики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и его итоги» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»