Украинский театр развивался в трудных, неблагоприятных условиях. Испытывая постоянные притеснения со стороны царских властей, жестйкие материальные затруднения, украинские труппы вынуждены были скитаться по Украине и России, лишенные возможности остановиться в каком-либо месте для постоянной работы. Как и другие сферы культуры, украинский театр в начале века являлся ареной острейшей идейной борьбы прогрессивных, демократических сил с реакционными элементами. Передовые деятели украинского театрального искусства и литературы решительно боролись против ремесленничества, упадочничества и ренегатства на театральной сцене, проповедовавшихся буржуазными идеологами, за сохранение и развитие лучших традиций украинского демократического театра, его реализма и народности, за обогащение его репертуара высокоидейными художественными произведениями. 7. Драматургия и театр 489 Важнейшую роль в укреплении демократических традиций украинского театра в этот период сыграло передовое театральное искусство России, в особенности основанный в 1898 г. К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Московский художественный театр — ведущий театральный коллектив дореволюционной России. Для украинских актеров он являлся образцом высокого искусства, школой передовых методов сценической работы. «Мы,— писал впоследствии выдающийся украинский актер И. А. Марьяненко,— стремились овладеть этими новыми методами работы, идти за этими великими творцами театральной культуры, приблизиться к ним в своей повседневной творческой деятельности» *. Центральное место в театральной жизни Украины продолжали занимать труппы актеров, возглавлявшиеся корифеями украинской сцены П. К. Саксаганским, И. К. Карпенко- Карым и Н. К. Садовским. Наивысшего подъема труппа Саксаган- ского — Карпенко-Карого достигла в 1900—1903 гг., когда в нее вошли, кроме них, такие блестящие мастера сцены, как М. Кропивницкий, Н. Садовский, М. Заньковецкая и др. В репертуаре труппы в этот период насчитывалось около 60 пьес — лучших образцов украинской классической драматургии. В 1901 — 1905 гг. труппа осуществила постановку пьес «Хазя'ш», «Житейське море», «Суета» И. Карпенко-Карого, «Супротив- m течи», «Конон Блискавиченко» Й. Кропивницкого, «Украдене ща- стя» И. Франко, «Лкова квггка» Л. Яновской и др. С особым успехом шла комедия И. Карпенко-Карого «Суета», отметившая в октябре 1907 г. свою 150-ю постановку — явление невиданное для дореволюционного театра, со сце- 1 Мар'яненко I. 0. Минуле украшського театру. К., 1953, с. 103—104. ны которого пьесы обычно сходили после нескольких представлений. Этот успех обусловливался не только тематической новизной произведения, но и высоким мастерством актеров, в частности автора комедии И. Карпенко-Карого, а также Н. Садовского, Л. Линицкой и др. Исключительная талантливость, необычайная слаженность игры всех актеров поражала современников и отмечалась прессой как одно из самых больших достижений труппы. Деятельность театрального коллектива П. Саксаганского — И. Карпенко- Карого явилась своеобразным итогом всего предыдущего развития украинского демократического театра, высшим достижением критического реализма на дореволюционной украинской сцене. В 1907 г. И. Садовский основал в Киеве первый украинский стационарный театр. Местом его постоянных выступлений стал Троицкий народный дом. Ядро театра составили такие выдающиеся мастера сцены, как М. Заньковецкая, А. Борисоглебская, О. Полянская, И. Марьяненко, И. Загорский, С. Паньковский, Л. Лини- цкая, Ф. Левицкий и др. Кроме широко известных пьес Г. Квитки- Основьяненко, Т. Шевченко, И. Карпенко-Карого в репертуар театра вошли произведения И. Франко, Леси Украинки, С. Васильченко. Постоянно расширяя репертуар, Садовский обращался к русской классике. На сцене его театра в переводе на украинский язык с успехом шли спектакли по пьесам Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова. Из пьес зарубежных авторов театр Садовского ставил на украинском языке «Мазепу» Ю. Словацкого, «Мораль пани Дульской» Г. Запольской, «Зачароване коло» Л. Риделя. С постановкой в 1908 г. спектакля «Надежда» («Гибель «Надежды»») голландского писателя Г. Гейерманса в театр Н. Садовского и вообще на ук- 490 VIII. Культура на Украине в период империализма П. К. Саксаганский раинскую сцену пришла рабочая тематика. Ее продолжили и последующие спектакли театра — «Батраки» С. Белой, «Старая шахта» («Катастрофа») австрийской писательницы Делле-Грацие. Важным событием в истории театра была постановка в 1914 г. пьесы Леси" Украинки «Камшний госпо- дар». Оценивая ее значение для украинского театрального искусства, известный тогда критик В. Чаговец отмечал, что «украинский театр вступил в сферу общечеловеческих, общеевропейских идей, завершив свой победоносный путь, усеянный колючками прежних ограничений, недоверия, скептицизма и открытой враждебности» !. В течение 1907—1915 гг. в театре было поставлено на украинском языке 13 оперных спектаклей, среди них «Проданная невеста» Б. Сметаны, 1 Цит. по кн.: Украшсышй драматичний театр. К., 1967, т. 1, с. 373. «Сельская честь» Масканьи, «Галька» С. Монюшко, «Утоплена» и «Р1зд- вяна тч» Н. Лысенко, «Бранка Рок- соляна» Д. Сичинского. Большинство оперных партий исполняли актеры театра. Так, сам Садовский с большим успехом исполнял партию Карася («Запорожець за Дунаем»), Кецаля («Продана наречена») и др. Прекрасная актриса и певица Е. Петляш наряду с драматическими ролями исполняла ведущие оперные партии — Сентуццо («Сельская честь»), Гальки («Галька»), Дидоны («Енеща»), Роксоля- ны («Бранка Роксоляна») и др. Лишь в отдельных случаях для участия в спектаклях в театр приглашались профессиональные певцы. 8 сентября 1912 г. на сцене театра в партии Оксаны («Запорожець за Дунаем») дебютировала тогда еще студентка вокального отделения школы Лысенко М. И. Литвиненко (впоследствии народная артистка СССР Литвинен- ко-Вольгемут). Высоким уровнем отличалось музыкальное и художественно-декорационное оформление спектаклей в театре Н. Садовского. В творческом содружестве с коллективом театра работали композиторы Н. В. Лысенко и К. Г. Стеценко, дирижер Густав Елинек, хормейстер и хореограф В. Н. Костив (Верховинец), а позднее — известный хоровой дирижер А. А. Кошиц. Над созданием декораций успешно трудились известные украинские художники В. Г. Кричевский и И. М. Бурячок. Знаменательным событием в жизни театра стало празднование в январе 1908 г. 25-летия сценической деятельности славной украинской актрисы М. К. Заньковецкой. Оно превратилось в торжество всей прогрессивной украинской культуры. В ответ на многочисленные поздравления от рабочих и крестьян, представителей общественности, деятелей украин- 7. Драматургия и театр 491 ского и русского театрального искусства и культуры М. К. Занькове- цкая писала в газете «Киевская мысль»: «Я верю в лучшее будущее родного народа, я верю, нет — я уверена, что свободный гений этого народа создаст новое свободное искусство, которое будет находиться в глубокой органической связи с интересами народных масс, будет способствовать их развитию всестороннему, их борьбе за лучшее будущее, за красивого духовно и сильного человека» 1. Помимо театра Н. Садовского традиций реализма в основном придерживались в своей деятельности в начале XX в. театральные труппы Д. Гайдамаки (1889—1917), А. Суслова (1898—1909), А. Сухо дольского (1898-1918), Л. Сабинина (1907— 1920) и др. Напряженными и противоречивыми исканиями было отмечено начало творческого пути «Молодого театра» Леся Курбаса, основанного в Киеве в 1916 г. В театре ставились пьесы Леси Украинки, Софокла, Б. Шоу, Л. Андреева. Активно выступая за новый для украинского театра репертуар, за высокую актерскую и сценическую культуру, этот коллектив все же иногда попадал под влияние модернистских веяний — формализма, символизма. К лучшим русским театральным коллективам Украины принадлежал киевский театр Соловцова, отличавшийся верностью традициям сценического реализма, с сильным и хорошо подобранным составом исполнителей. В начале XX в. в театре играли такие известные актеры, как М.М.Тарханов (Москвин), Н. А. Све- тловидов, К. А. Марджанишвили (Марджанов). К лучшим спектаклям того времени относятся «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» 1 Цит. по кн.: Дурилш С. М. Mapia Зань- ковецька. К., 1955, с. 389. А. П. Чехова, «Макбет» В. Шекспира, инсценизация «Дворянского гнезда» И. С. Тургенева. Несколько оживилась в начале XX в. деятельность единственного па западноукраинских землях профессионального украинского театра общества «Русская беседа». Этому способствовала активизация связей с ведущими театральными коллективами России. Как вспоминал народный артист СССР А. М. Бучма, игравший тогда на западноукраинской сцене, «на почву Галиции пошел золотой дождь новой художественной культуры. Его принес ветер из Москвы. Он оплодотворил единственный в то время во Львове украинский театр «Русской беседы» *. К достижениям этого театра следует отнести постановку впервые переведенных на украинский язык пьес А, М. Горького «Мещане» и «На дне», Л. Н. Толстого «Власть тьмы», С. А. Найденова «Дети Ванюшина», а также произведений украинской классической драматургии — «Хазяш» И. К. Карпенко-Карого, «Украдене щастя» И. Я. Франко. Большое значение для подъема театральной культуры Западной Украины имела деятельность в театре «Русской беседы» в 1905—1906 гг. М. Зань- ковецкой и Н. Садовского, руководившего им в течение года. В это время ведущее место в репертуаре театра заняли украинские народные драмы, оперы и оперетты. Из прежнего репертуара остались пьесы Горького, Найденова, оперы Монюшко и Сметаны. Один из ведущих актеров гали- цийского театра И. Д. Рубчак впоследствии писал в своих воспоминаниях, что Н. Садовский и М. Занько- вецкая «четко и выразительно сформировали лицо театра, полностью перестроили его, поставили на рельсы критического реализма», и благо- 1 МХАТ i украшська театральна культура. К., 1949, с. 183. 492 VIII. Культура на Украине в период империализма Н. К. Садовский (в центре) среди актеров даря этому «театр стал народной трибуной, с которой проповедовались идеалы свободы, равенства и братства» *. Отшлифованные искусной и тонкой рукой режиссера-педагога И. Садовского новыми гранями засверкали самобытные таланты гали- цийских актеров И. Рубчака, Е. Руб- чаковой, В. Юрчака, И. Стадника, С. Стадниковой, В. Костива (Верхо- винца). После отъезда в 1906 г. из Львова Н. Садовского и М. Заньковецкой га- лицийский театр в течение 1906— 1913 гг. возглавлял талантливый актер и режиссер, ученик и последователь Н. Садовского И. Стадник. Он обогатил репертуар театра перевод- 1 В1нок спогад!в про Заньковецьку. К., 1950, с 130. галицийского театра. 1906 г. ными пьесами русской и мировой драматургии, осуществил постановку новых оперных спектаклей и среди них таких жемчужин отечественной и мировой музыки, как «Р1здвяна тч» Н. Лысенко, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Ф. Гуно, «Мадам Батерфляй» Д. Пуччини, «Травиата» Д. Верди и др. Несмотря на тяжелые условия, в которых развивался украинский театр, он обогатил своими достижениями сокровищницу общероссийского и мирового театрального искусства. Велика была его популярность среди зрителей Украины и России. Выдающийся русский режиссер, актер и теоретик театра К. С. Станиславский писал в 1911 г. в письме к А. Е. Крымскому: «Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, 7.. Драматургия и театр 493 Саксаганский, Садовский — блестя щая плеяда мастеров украинской сцены,— вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства... Тот, кто видел игру украинских актеров, сохранил светлую память о них на всю жизнь» *.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Профессиональный театр» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»