ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія України » Історія Української ССР у 10-ти томах

Демократические писатели
Показу
тяжелой жизни украинского села в
период империализма посвятил свое
творчество выходец из бедной
крестьянской семьи А. Е. Тесленко
(1882—1911). Уже в первых своих
рассказах, написанных в 1904—
1905 гг. («За пашпортом», «Хуторя-
ночка», «Дщ Омелько» и др.),
писатель создал яркие картины
убогой жизни крестьянской бедноты,
показал обнищание и
пролетаризацию крестьянства, гневно выступил
против жестокого угнетения
беднейших слоев сельских тружеников
помещиками и кулаками.
1 Цит. по кн.: Волошко Е. Поэзия
революционной бури, с. 115.
2 Дооктябрьская «Правда» об искусстве
и литературе, с. 41.
А. М. Гмырев
В период революции 1905—1907 гг.
А. Тесленко активно включился з
борьбу и стал одним из
организаторов революционного кружка в своем
родном селе Харьковцы на Полтав-
щине. Читал и распространял
среди крестьян социал-демократическую
литературу, принимал участие в
революционном выступлении,
состоявшемся в Лохвице в конце 1905 г.
В произведениях 1905—1906 гг. он
разоблачал самодержавие,
враждебную народу деятельность
черносотенцев, притворство и лживость
либералов («Истинно русский человек»,
«Патрюти»), реакционную сущность
церкви и религии («У схимника»,
«Любов до ближнього»), развенчивал
тщетность надежд части крестьянства
на улучшение Думой его положения
(«Радопц»).
Арест и ссылка на два года в
Вятскую губернию подорвали здоровье,
но не сломили духа писателя. В
автобиографических рассказах,
написанных после возвращения из ссылки
470
VIII. Культура на Украине в период империализма
А. Е. Тесленко
(«Немае матусЬ, «Поганяй до ями»,
«Що б з мене було?», «У тюрмЬ,
«В пазурях у людини», «На чужиш»
и др.), А. Тесленко снова
возвращается к событиям первой российской
революции, показывает
ожесточенную классовую борьбу на селе. В
последней повести писателя «Страчене
життя» звучит протест против
капиталистического строя, сковывавшего
и душившего творческие силы
народа.
Писатель С. В. Васильченко
(1879—1932) во время первой
российской революции принимал
активное участие в митингах и
демонстрациях, был одним из организаторов
политической забастовки студентов
Глуховского учительского института.
За участие в революционном
движении в Донбассе он отбывал
заключение в 1906—1908 гг.
Ведущая тема его произведений —
тяжелая жизнь крестьянства. В
новеллах «Мужицька ашьхметнка», «На
В. С. Стефаник
xyTopi», «У пашв», «Дощ», «На чужи-
ну» писатель рассказывает о
крестьянах, доведенных до крайнего
обнищания и вынужденных
наниматься к кулакам и помещикам или в
поисках лучшей доли переселяться в
Сибирь, где их ожидали та же
нищета и голод.
Педагог по профессии
Васильченко во многих произведениях («Над
Россю», «Антш Вова», «3 самого
початку», «Вечеря») описывает жизнь
и труд сельского народного учителя,
его материальную нужду, бесправие,
зависимость от местного начальства,
попов, панов. В ряде произведений:
«Окопний щоденник», «Отруйна квгг-
ка», «Чорш маки» и других,
написанных в годы мировой войны (впервые
напечатаны после Октябрьской
революции),— нашли реалистическое
отражение события и картины
империалистической войны, на фронтах
которой писатель пробыл с 1914 по
1917 г. Произведения С. В. Василь-
5. Литература
471
Лесь Мартович
Марко Черемшина
ченко выражали протест против
социального и национального гнета,
самодержавия и религии, призывали к
борьбе за уничтожение буржуазно-
помещичьего строя.
Глубоко трагические картины
жизни западноукраинского крестьянства
изображал в своих коротких
рассказах В. С. Стефаник (1871—1936).
А. М. Горький высоко отзывался о
нем как о мастере
социально-психологической новеллы: «...Кратко,
сильно и страшно пишет этот человек» !.
В сборниках рассказов «Синя
книжечка», «Камшний хрест», «Дорога»,
«Мое слово» он описал
изнурительный труд крестьян-бедняков, их
крайнее обнищание, которое одних
приводит к пьянству или голодной
смерти, других заставляет батрачить,
третьих — эмигрировать за океан в
поисках лучшей доли, а иных
толкает и на страшные преступления. Про-
1 Новый мир, 1937. кн. 6, с. 14.
цесс классового расслоения
крестьянства, борьба между кулачеством и
батраками, зарождение среди бедняков
стихийного протеста против
эксплуататоров рельефно выступают б
новеллах «Палш» и «Суд». «Г. Стефаник,—
писала Леся Украинка,— изображает
крестьян, стоящих на пороге к
полной пролетаризации или уже
переступивших этот порог; впрочем,
переходное, самое болезненное состояние
почти исключительно занимает
молодого писателя» !.
Талантливый западноукраинский
писатель Лесь Мартович (1871 —
1916) рассказывал о тяжелой жизни
западноукраинской крестьянской
бедноты, показывал дифференциацию и
пролетаризацию крестьянства («Лу-
мера», «Мужицька смерть»). Трагизм
народной жизни выступал в его
произведениях в юмористической окрас*
,™' Леся УкР<Чнка. Твори. В 10-ти г К
1965, т. 8. с. 77. ' "*
472
V11I. Культура на Украине в период империализма
ке. Острие своей сатиры писатель
направлял против народных
угнетателей — помещиков, кулаков,
ростовщиков, попов и их прихвостней,
осуждал индивидуализм, эгоизм и
мелкособственнические инстинкты,
порожденные капиталистическим
строем («Нечитальник», «Стрибожий да-
рунок»).
В ряде рассказов Л. Мартович
развенчал австрийский монархический
парламентаризм, высмеял лживость
буржуазной демократии («1ван
Рило», «Хитрий Панько», «Вшт»,
«Смертельна справа» и др.). Острой
социальной сатирой на
феодально-капиталистические порядки, на церковь
в Галиции является стилизованный
под древние памятники памфлет
Л. Мартовича «Винайдений рукопис
про руський край», в котором в
аллегорической форме выражалась идея
вооруженной борьбы против
эксплуатации и гнета. В повести «Забобон»
средствами сокрушающей сатиры
писатель разоблачил паразитизм,
духовное ничтожество реакционной
части галицийской клерикальной и
буржуазно-шляхетской интеллигенции.
Быт, обычаи и психология
гуцульского крестьянства, его
беспросветная нищета, трагизм повседневной
жизни с большим художественным
мастерством отражены в новеллах
Марка Черемшины (1874—1927):
«Святий Николай у гартЬ, «Ч1чка»,
«Основини», «Злод1я зловили», «Раз
мати родила» и других, вошедших в
сборник «Карби», изданный в 1901 г.
Материальное неравенство,
социальное и духовное рабство народных
масс — вот, по мнению писателя,
главные причины их страданий,
темноты, униженности, забитости.
Разительные картины злодеяний австро-
венгерской армии по отношению к
мирному населению в годы
империалистической войны, ее грабительский
характер писатель показал в
новеллах «Зрадник», «Шсля бою», «Село
вигибае» и др.
Связанные своей жизнью и
творчеством преимущественно с
крестьянством, В. Стефаник, Л.
Мартович и М. Черемшина не смогли
подняться до понимания авангардной
роли пролетариата в революционной
борьбе народных масс. Однако, остро
критикуя порядки буржуазного
общества, раскрывая процесс
капитализации села, классового расслоения
и пролетаризации крестьянства, они
своим творчеством внесли огромный
вклад в глубоко правдивое
отражение тяжелого положения народа.
Значительной и самобытной
фигурой в украинской литературе
последней четверти XIX—начала XX в.
была украинская писательница
демократического направления О. Ю.
Кобылянская (1863—1942). Большое
влияние на ее творческий рост и
формирование демократического
мировоззрения оказали произведения
Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, И. С.
Тургенева, Ф. М. Достоевского, Леси
Украинки.
В художественных произведениях
«Людина», «Цар1вна» писательница
выразила протест против рабского
положения женщины в
капиталистическом обществе, разоблачила
соглашательство и приспособленчество
буржуазной интеллигенции,
подняла ряд вопросов о праве
человека на полноценную, содержательную
жизнь.
Вершиной творчества О. Кобылян-
ской стала
социально-психологическая повесть «Земля» — одно из
лучших произведений о крестьянстве в
мировой литературе. Положив в
основу сюжета повести действительный
факт братоубийства в одном из буко-
винских сел, писательница придала
своему произведению социальное
звучание, отразила типичные явления
капиталистической действительности,
показала, как в условиях
частнокапиталистической собственности
стремление владеть землей уродует
в. Изобразительное искусство. Архитектура
473
человека, толкает на ужасные
преступления.
Повесть О. Кобылянской «В недь
лю рано зшля копала» в философско-
психологическом плане раскрывает
проблемы человеческого достоинства
и чести, высоких и чистых чувств.
Народно-песенный характер,
поэтичность и лиризм ставят эту повесть на
один уровень с такими шедеврами
украинской литературы, как ««Шсова
теня» Леси Украинки и «Tim забу-
тих предшв» М. М. Коцюбинского.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Демократические писатели» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
Спростована теорія Ейнштейна
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
Інвестиційний клімат держави
Ліцензування банківської діяльності


Категорія: Історія Української ССР у 10-ти томах | Додав: koljan (01.04.2013)
Переглядів: 536 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП