Показу тяжелой жизни украинского села в период империализма посвятил свое творчество выходец из бедной крестьянской семьи А. Е. Тесленко (1882—1911). Уже в первых своих рассказах, написанных в 1904— 1905 гг. («За пашпортом», «Хуторя- ночка», «Дщ Омелько» и др.), писатель создал яркие картины убогой жизни крестьянской бедноты, показал обнищание и пролетаризацию крестьянства, гневно выступил против жестокого угнетения беднейших слоев сельских тружеников помещиками и кулаками. 1 Цит. по кн.: Волошко Е. Поэзия революционной бури, с. 115. 2 Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе, с. 41. А. М. Гмырев В период революции 1905—1907 гг. А. Тесленко активно включился з борьбу и стал одним из организаторов революционного кружка в своем родном селе Харьковцы на Полтав- щине. Читал и распространял среди крестьян социал-демократическую литературу, принимал участие в революционном выступлении, состоявшемся в Лохвице в конце 1905 г. В произведениях 1905—1906 гг. он разоблачал самодержавие, враждебную народу деятельность черносотенцев, притворство и лживость либералов («Истинно русский человек», «Патрюти»), реакционную сущность церкви и религии («У схимника», «Любов до ближнього»), развенчивал тщетность надежд части крестьянства на улучшение Думой его положения («Радопц»). Арест и ссылка на два года в Вятскую губернию подорвали здоровье, но не сломили духа писателя. В автобиографических рассказах, написанных после возвращения из ссылки 470 VIII. Культура на Украине в период империализма А. Е. Тесленко («Немае матусЬ, «Поганяй до ями», «Що б з мене було?», «У тюрмЬ, «В пазурях у людини», «На чужиш» и др.), А. Тесленко снова возвращается к событиям первой российской революции, показывает ожесточенную классовую борьбу на селе. В последней повести писателя «Страчене життя» звучит протест против капиталистического строя, сковывавшего и душившего творческие силы народа. Писатель С. В. Васильченко (1879—1932) во время первой российской революции принимал активное участие в митингах и демонстрациях, был одним из организаторов политической забастовки студентов Глуховского учительского института. За участие в революционном движении в Донбассе он отбывал заключение в 1906—1908 гг. Ведущая тема его произведений — тяжелая жизнь крестьянства. В новеллах «Мужицька ашьхметнка», «На В. С. Стефаник xyTopi», «У пашв», «Дощ», «На чужи- ну» писатель рассказывает о крестьянах, доведенных до крайнего обнищания и вынужденных наниматься к кулакам и помещикам или в поисках лучшей доли переселяться в Сибирь, где их ожидали та же нищета и голод. Педагог по профессии Васильченко во многих произведениях («Над Россю», «Антш Вова», «3 самого початку», «Вечеря») описывает жизнь и труд сельского народного учителя, его материальную нужду, бесправие, зависимость от местного начальства, попов, панов. В ряде произведений: «Окопний щоденник», «Отруйна квгг- ка», «Чорш маки» и других, написанных в годы мировой войны (впервые напечатаны после Октябрьской революции),— нашли реалистическое отражение события и картины империалистической войны, на фронтах которой писатель пробыл с 1914 по 1917 г. Произведения С. В. Василь- 5. Литература 471 Лесь Мартович Марко Черемшина ченко выражали протест против социального и национального гнета, самодержавия и религии, призывали к борьбе за уничтожение буржуазно- помещичьего строя. Глубоко трагические картины жизни западноукраинского крестьянства изображал в своих коротких рассказах В. С. Стефаник (1871—1936). А. М. Горький высоко отзывался о нем как о мастере социально-психологической новеллы: «...Кратко, сильно и страшно пишет этот человек» !. В сборниках рассказов «Синя книжечка», «Камшний хрест», «Дорога», «Мое слово» он описал изнурительный труд крестьян-бедняков, их крайнее обнищание, которое одних приводит к пьянству или голодной смерти, других заставляет батрачить, третьих — эмигрировать за океан в поисках лучшей доли, а иных толкает и на страшные преступления. Про- 1 Новый мир, 1937. кн. 6, с. 14. цесс классового расслоения крестьянства, борьба между кулачеством и батраками, зарождение среди бедняков стихийного протеста против эксплуататоров рельефно выступают б новеллах «Палш» и «Суд». «Г. Стефаник,— писала Леся Украинка,— изображает крестьян, стоящих на пороге к полной пролетаризации или уже переступивших этот порог; впрочем, переходное, самое болезненное состояние почти исключительно занимает молодого писателя» !. Талантливый западноукраинский писатель Лесь Мартович (1871 — 1916) рассказывал о тяжелой жизни западноукраинской крестьянской бедноты, показывал дифференциацию и пролетаризацию крестьянства («Лу- мера», «Мужицька смерть»). Трагизм народной жизни выступал в его произведениях в юмористической окрас* ,™' Леся УкР<Чнка. Твори. В 10-ти г К 1965, т. 8. с. 77. ' "* 472 V11I. Культура на Украине в период империализма ке. Острие своей сатиры писатель направлял против народных угнетателей — помещиков, кулаков, ростовщиков, попов и их прихвостней, осуждал индивидуализм, эгоизм и мелкособственнические инстинкты, порожденные капиталистическим строем («Нечитальник», «Стрибожий да- рунок»). В ряде рассказов Л. Мартович развенчал австрийский монархический парламентаризм, высмеял лживость буржуазной демократии («1ван Рило», «Хитрий Панько», «Вшт», «Смертельна справа» и др.). Острой социальной сатирой на феодально-капиталистические порядки, на церковь в Галиции является стилизованный под древние памятники памфлет Л. Мартовича «Винайдений рукопис про руський край», в котором в аллегорической форме выражалась идея вооруженной борьбы против эксплуатации и гнета. В повести «Забобон» средствами сокрушающей сатиры писатель разоблачил паразитизм, духовное ничтожество реакционной части галицийской клерикальной и буржуазно-шляхетской интеллигенции. Быт, обычаи и психология гуцульского крестьянства, его беспросветная нищета, трагизм повседневной жизни с большим художественным мастерством отражены в новеллах Марка Черемшины (1874—1927): «Святий Николай у гартЬ, «Ч1чка», «Основини», «Злод1я зловили», «Раз мати родила» и других, вошедших в сборник «Карби», изданный в 1901 г. Материальное неравенство, социальное и духовное рабство народных масс — вот, по мнению писателя, главные причины их страданий, темноты, униженности, забитости. Разительные картины злодеяний австро- венгерской армии по отношению к мирному населению в годы империалистической войны, ее грабительский характер писатель показал в новеллах «Зрадник», «Шсля бою», «Село вигибае» и др. Связанные своей жизнью и творчеством преимущественно с крестьянством, В. Стефаник, Л. Мартович и М. Черемшина не смогли подняться до понимания авангардной роли пролетариата в революционной борьбе народных масс. Однако, остро критикуя порядки буржуазного общества, раскрывая процесс капитализации села, классового расслоения и пролетаризации крестьянства, они своим творчеством внесли огромный вклад в глубоко правдивое отражение тяжелого положения народа. Значительной и самобытной фигурой в украинской литературе последней четверти XIX—начала XX в. была украинская писательница демократического направления О. Ю. Кобылянская (1863—1942). Большое влияние на ее творческий рост и формирование демократического мировоззрения оказали произведения Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Леси Украинки. В художественных произведениях «Людина», «Цар1вна» писательница выразила протест против рабского положения женщины в капиталистическом обществе, разоблачила соглашательство и приспособленчество буржуазной интеллигенции, подняла ряд вопросов о праве человека на полноценную, содержательную жизнь. Вершиной творчества О. Кобылян- ской стала социально-психологическая повесть «Земля» — одно из лучших произведений о крестьянстве в мировой литературе. Положив в основу сюжета повести действительный факт братоубийства в одном из буко- винских сел, писательница придала своему произведению социальное звучание, отразила типичные явления капиталистической действительности, показала, как в условиях частнокапиталистической собственности стремление владеть землей уродует в. Изобразительное искусство. Архитектура 473 человека, толкает на ужасные преступления. Повесть О. Кобылянской «В недь лю рано зшля копала» в философско- психологическом плане раскрывает проблемы человеческого достоинства и чести, высоких и чистых чувств. Народно-песенный характер, поэтичность и лиризм ставят эту повесть на один уровень с такими шедеврами украинской литературы, как ««Шсова теня» Леси Украинки и «Tim забу- тих предшв» М. М. Коцюбинского.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Демократические писатели» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»