Для того чтобы образовать идеальную с методической точки зрения случайную выборку, социолог в принципе должен иметь полный список всех членов изучаемой этнической группы, при условии их одинаковой доступности для процедуры опроса. Ясно, однако, что в большинстве социологических исследований это требование невыполнимо. Поэтому этносоциолог, изучающий конкретный этнос или этническую группу, почти всегда имеет дело не с собственно выборкой, а с целенаправленным отбором респондентов. На практике используется несколько разных методов отбора респондентов определенной национальности. Назовем основные из них. 1. Метод <фильтра>. Суть данного метода состоит в том, что по стандартной методике опрашивается более широкий массив респондентов, чем требуется для решения основной задачи исследования, однако часть вопросов анкеты (интервью) задается лишь представителям этноса, выступающего объектом в данном исследовании. В качестве <фильтра> при этом служит вопрос о национальной принадлежности респондента. Окончательно выборка формируется не до, как в классической схеме, а после проведения опроса. При этом общий массив опрошенных распадается на две подвыборки: основную, включающую только представителей <объектного> этноса, и дополнительную, в которую входит, так сказать, <порода> данного исследования, т.е. те лица, которые попали в предварительную выборку, но не относятся к изучаемому этносу. 2. Метод <снежного кома> (<snowball>). Метод <фильтра> применим в основном тогда, когда изучаемая этническая группа достаточно многочисленна и компактно расселена в пределах города (сельского района). Однако в практике этносоциологических исследований нередки случаи, когда представители интересующей исследователя этнической группы составляют лишь незначительную долю от численности всего региона, в котором проводится исследование, и к тому же дисперсно рассеяны по его территории. Формирование выборки по методу <снежного кома> начинается с выбора нескольких <стартовых точек>, т.е. индивидов, заведомо принадлежащих к данной национальности. Такой отбор может быть случайным (не в статистическом, а в бытовом смысле). Однако лучше пользоваться регулярным методом, например, обращаться в Культурный центр данного этноса, в правление общины, в церковь или в национальную школу, где можно получить фамилии нескольких достаточно активных и известных в среде исследуемого этноса людей. Как правило, сотрудники Культурного центра предупреждают таких людей о предстоящем опросе. Это делается для того, чтобы сформировать у них положительную установку на сотрудничество с социологами. Затем среди них проводится опрос, а в дополнение к анкете их просят назвать несколько фамилий и адресов других представителей данного этноса, которые проживают в том же городе и к которым можно обратиться с просьбой ответить на вопросы социологического исследования. Далее эта процедура повторяется еще и еще раз до тех пор, пока итоговая выборка не достигнет некоторой заранее установленной величины, достаточной для проверки гипотез исследования. Особое внимание необходимо уделить подбору <стартовых> персон. Они должны быть не только достаточно известны и авторитетны, но и, что немаловажно, представлять разные слои данной этнической группы. 3. Метод отбора по косвенным признакам. Одним из методов целенаправленного отбора в этносоциологическом исследовании является выбор по признакам, хотя и косвенно, но достаточно тесно связанным с национальной принадлежностью. К числу таких признаков относится, например, фамилия. При отборе по фамилии обычно используются поименные списки постоянно или временно прописанного населения, подготовленные для послед-них по очереди выборов. Однако в целом этот источник не очень надежен. Зачастую невозможно правильно определить национальную принадлежность из-за того, что фамилии близкородственных по языку народов могут звучать одинаково. Но самая главная трудность при использовании пофамильных списков как этнического идентификатора состоит в том, что представители разных народов, принявшие одну веру или использующие один и тот же язык в быту, часто имеют практически неразличимые фамилии. Это относится и к таким странам, как США, Канада, Австралия; но в наибольшей, пожалуй, степени характеризует Россию. Например, Яковлев может быть русским, чувашем, марийцем, якутом, эрзя, мокша, удмуртом, хантом и т.д. Поэтому использовать такой метод можно только в определенных случаях, с большой осторожностью и по возможности применяя дополнительные критерии отбора.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности выборки» з дисципліни «Етносоціологія»