Культивация чувств. Чувственность должна культивироваться: это самое высокое и последнее, что с ней можно сделать. Совершенно очевидна абсолютная необходимость указанной составной части воспитания, которое призвано сформировать целостного человека. Фихте высоко оценил идею «азбук», т.е. элементов, немногих фундаментальных, далее не разложимых на составные части, исходных моментов всех видов и типов воспитания Песталоцци (названного им самим поэтому «элементным», а не «элементарным» в смысле «начальном», как ошибочно писалось советскими исследователями). Истинной основой обучения и познания должна бы стать, пользуясь терминологией самого Песталоцци, «азбука» сенсорных реакций. Ребенок должен также ясно различать значения и оттенки знаний специальных слов, выражающих воздействие на одно и то же чувство, например, наименование цветов, звучаний различных тел и т.д. И все это должно иметь место в ходе последовательного, постепенного, закономерного саморазвития сенсорики (Empfindungsvermoegen). Первый предмет созерцания ребенка – его ощущения (а не его тело, как ошибочно считал Песталоцци). Задача воспитания – помочь ребенку отделить себя от своих ощущений, сделать их своим объектом и уяснить себе их значение. Элементы этого первого созерцания образуют «азбуку ощущений», составляющую истинное содержание книги Песталоцци для матерей. Второй предмет созерцания – внешние объекты и их форма. Воспитанник должен научиться свободно воспроизводить их при помощи репродуктивного воображения и отдавать себе отчет в этой своей деятельности. Так он вводится в непосредственное созерцание величин и мер, именуемое «азбукой созерцания». Третья составляющая элементарного воспитания – «азбука умений». Она должна развить свободу движений тела воспитанника как органа его воли. Рассматривая целостную систему взглядов Песталоцци, Фихте пришел к выводу, что он стремился именно к той «азбуке» чувств, которая действительно является первоосновой психического развития и воспитания, и что эта «азбука» составляет главное содержание его книги для матерей. В девятой из «Речей к немецкой нации» Фихте подробно доказывал, что азбука чувственного восприятия, созданная Песталоцци, равно как и его теория соотношения меры и числа полностью приемлемы для развития познающего субъекта через культивацию его сенсорики. Кроме того, концепция Песталоцци располагает и превосходными возможностями для их практического приложения. Нет такой области в мире чувств, которую нельзя было бы развить благодаря такому чувственному восприятию. С его помощью можно ввести и в математику. Пока воспитанника в достаточной степени тренируют этими предварительными упражнениями в созерцании, его можно ввести даже в планирование социального устройства и научить любить человеческое общежитие. Это последнее представляет собой вторую и существеннейшую ступень в формировании личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сенсорное и физическое воспитание» з дисципліни «Модернізація інституту сім'ї»