Экономика представляет собой историко-культурный феномен. Любая экономи-ческая система связана с реальными человеческими потребностями, надеждами и дру-гими обязательными предпосылками и условиями хозяйствования. Согласно Марксу, религия вместе с политической, правовой и другими система-ми образует "надстройку" над экономическим "базисом". "Не сознание людей опреде-ляет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.... С изме-нением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отли-чать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в эко-номических условиях производства от юридических, политических, религиозных, ху-дожественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение" [8, с. б]. Будучи величиной производной, религия оказывает активное обратное воздейст-вие на экономику и другие сферы жизни общества. Она выполняет идеологическую функцию: представляет эгоистический интерес господствующего класса в качестве все-общего интереса, учит рабов повиноваться своим господам. Анализ религии с этих по-зиций требует, чтобы религиозные представления были выведены из существующих отношений реальной жизни общества, и прежде всего должна быть раскрыта обуслов-ленность религии экономикой. С этой точки зрения "политические и рели-
247 гиозные теории эпохи (Реформации. - В. Г.) были не причиной, а результатом той ступени развития, на которой находились тогда в Германии земледелие, промыш-ленность, сухопутные и водные пути, торговля и денежное обращение"1. Этот подход до сих пор не получил в социологии значительного развития, но все же есть интересные исследования связи религии с различными способами производст-ва, социальным расслоением и формами распределения, теми механизмами, посредст-вом которых экономические роли и отношения влияют на религиозную жизнь. Социальная антропология рассматривает отношение между религией и эконо-микой на уровне древнейших связей между ценимыми достоинствами, желанными бла-гами и интересами выживания группы. В обществе на ранних стадиях божественное обнаруживается в вещах, символизирующих первичные потребности и средства суще-ствования, в личностях, наиболее удачливых в добывании пищи. Так, охотничьи племена обожествляют, делают объектом почитания наиболее ценимую добычу, боги представляются в качестве великих охотников. Земледельцы почитают в умирающих и воскресающих божествах зерно, другие символы плодоро-дия, которые оказываются в центре культовых действий и являются главными объекта-ми почитания. Это относится и к самому человеку, его деторождающей силе в форме культа богини-матери и фаллических символов. Наиболее ценимым и почитаемым бы-ло поведение, обеспечивающее выживание группы и ее культуры: самый удачливый охотник; землепашец, у которого самое урожайное поле; родители, у которых много детей. По мере развития производства, когда физическое выживание перестает быть каждодневной проблемой, появляются более долгосрочные заботы и интересы: боги и герои становятся защитой того достояния, тех материальных и культурных завоеваний, в которых группа или общество видят для себя главное, определяющее их существова-ние. Проблема выживания осмысливается теперь уже не только в экономических поня-тиях. Однако она никогда не отрывается от экономической основы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религия и экономика» з дисципліни «Соціологія релігії»