Американский социолог 0'Ди отмечает противоречие, присущее религиозной институализации: институализация религии необходима для обеспечения ее стабильно-сти и передачи последующим поколениям, но она приводит к утрате "творческой силы" и интенсивности религиозных переживаний. Церковь и культ противоположны с этой точки зрения: на одном полюсе - строго фиксированные ритуалы, богослужение, на другом - эмоциональное, спонтанное выражение веры. Итак, в социологии религии выделены следующие типы религиозной организа-ции: культ, секта (иногда вводится подразделение на секту в начальной стадии и секту как длительно существующую организацию), деноминация и церковь. Очевидно, что эти типы не охватывают в полной мере всего многообразия религиозной жизни. Всякая классификация упрощает реальность и в какой-то мере условна. Эти понятия исполь-зуются как один из возможных способов организации, описания и объяснения сущест-вующих религиозных групп. Существуют разные оценки предложенной типологии ре-лигии, разные ее варианты, продолжаются попытки уточнения и разработки соответст-вующих понятий. Однако несомненно, что предложенный Трёльчем и Вебером подход оказался плодотворным, полезным инструментом для исследований эмпирического характера. Столь же несомненно, что попытки разработать новые варианты типологии религии будут продолжаться.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Дилемма религиозной институализации» з дисципліни «Соціологія релігії»