Религия - это не только совокупность верований, идей, учений. Это социальная реальность - группы людей, объединенных разделяемыми ими коллективными верова-ниями, общими символами и ценностями, образом жизни. Религиозные идеи всегда имеют своего носителя, и этим носителем является та или иная конкретная социальная общность. Объединяющая, связывающая сила религии проявляется в том, что она соз-дает общий для данного сообщества символический "универсум", в котором социаль-ная жизнь принадлежащих к нему людей получает общезначимый высший смысл. С разными формами социальной организации общества связаны разные типы организации религиозной жизни людей. До появления мировых религий священное символически выражало их отношение к "своему" социуму. В ходе этногенеза у разных народов появлялись разные религии, и то, что было священным для одних, не являлось таковым для других. Боги, создаваемые таким образом у каждого отдельного народа, были "нацио-нальными богами" - их власть не переходила за границы охраняемой ими националь-ной области, по ту сторону которых безраздельно правили другие боги. Потребность дополнить созданную Римом мировую империю мировой религией сначала обнаружилась в попытках ввести в империи поклонение сколько-нибудь влия-тельным чужеземным богам наряду со старыми римскими богами, скроенными по уз-кой мерке г. Рима. Индоиранский бог Митра был на первых порах утверждения хри-стианства в римском мире весьма опасным соперником Христа. Однако создать импе-раторскими декретами новую, способную преодолеть ограниченность местных культов религию оказалось невозможным. Христианство возникло иным путем. Первоначально это была религиозность, существовавшая в рамках частной жизни. Ее ценности не иг-рали роли в контексте институтов, выходящих за рамки частной жизни "братьев и сес-тер во Христе". Но именно она была востребована в качестве мировой религии, когда спустя 200 с небольшим лет при императоре Константине христианство стало государ-ственной религией в том официальном виде, какой придал ему, приспособив к этой новой для него социальной роли, Никейский собор в 325 г. Как раньше римский император Константин, Великий Киевский князь Владимир Святославович на своем опыте также убедился в бес-
202 плодности попыток создать из пантеона языческих богов новую, нужную ему религию и перенес в конце Х в. в Киев готовую чужеземную религию - заимствованное у Византии христианство. Нет такой совокупности символических форм, которая одинаково была бы спо-собна выполнять связующую функцию религии для всех сообществ. Разным типам ор-ганизации социальной жизни людей присущи разные по содержанию и способам орга-низации типы религии. Огромное многообразие религиозных форм является не только симптомом социальной дифференциации, проявлением и важным измерением соци-альной стратификации и мобильности в данном обществе, но и показателем уровня и характера востребованной им религиозной рационализации как необходимой предпо-сылки всякого общества. Религия должна приспосабливать всякий раз свою структуру и идеологию к этой цели, чтобы реально влиять на социальные процессы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религия и формы ее организации» з дисципліни «Соціологія релігії»