Религия и конфликт: от К. Маркса - к современным конфликтологическим теориям религии
Одна из трудностей, с которыми сталкивается функционализм, интерпретируя религию как фактор интеграции общества, заключается в том неудобном для интегра-тивных теорий и все же очевидном факте, что религия может вызывать конфликты и спо-
185 собствовать дезинтеграции общества на разных уровнях, включая макросоцио-логический. Религия - "опиум" или "протест"? Конфликтологические теории религии имеют своим истоком учение Маркса. Существование религии он связывал с разделением об-щества на враждебные классы и видел в ней инструмент классовой борьбы. В классо-вом обществе религию питает социальный антагонизм - производная от частной собст-венности на средства производства. Классовая борьба между господствующим мень-шинством и эксплуатируемым бесправным большинством пронизывает все сферы жиз-ни таких обществ. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуа-тации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса становились господствующими идеями и представляли частный, эгоистический интерес господствующих классов в качестве всеобщего интереса. Выполняя эту функцию, религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках господствующих классов: затушевывает классовые противоречия, примиряет обездоленных с их участью. За послушание и смирение в "этом" мире религия обещает награду в потустороннем мире к является, таким образом, "опиумом народа". "Соци-альные принципы христианства оправдывали античное рабство, превозносили средне-вековое крепостничество... проповедуют необходимость существования классов - гос-подствующего и угнетенного... объявляют все гнусности, чинимые угнетателями по отношению к угнетенным, либо справедливым наказанием за первородный и другие грехи, либо испытанием, которое господь в своей бесконечной мудрости ниспосылает людям во искупление их грехов"[15, с. 204]. Вплоть до отмены крепостного права в России в 1861 г. православная церковь учила рабов смирению и повиновению госпо-дам. После 1917 г. в Советской России антирелигиозная пропаганда долгое время строилась на обличении церкви и духовенства как классового врага трудящихся. С точки зрения Маркса, религия играет негативную роль как (in 1 и силу того, что она служит фактором социально-классовой интеграции и помогает господствую-щим классам поддерживать стабильность общества, существующий порядок вещей, тогда как историческая необходимость и справедливость заключаются в революцион-ном преобразовании общества посредством классовой борьбы. Вместо того чтобы про-буждать классовое сознание и под-
186 нимать угнетенных на борьбу, развивать критическое отношение к действитель-ности, религия культивирует социальный конформизм: всякая власть - от Бога. Соглас-но христианскому учению о воздаянии "плачущие" утешатся, страждущие и смиренные будут вознаграждены, их ждет "Царство небесное". Аналогична роль индуистского учения о карме и новых рождениях. Оно служит поддержанию кастового строя индийского общества: главное требование (и условие повышения или хотя бы сохранения достигнутого жизненного статуса) - соблюдение кастовых предписаний как дхармы, священного закона. Наряду с этим оппозиция феодализму в средневековом обществе выражалась в многочисленных ересях, т.е. религиозно мотивируемых массовых движениях социаль-ного протеста. Западноевропейская реформация XVI в. была движением за социальные преобразования. Сопротивление "антихристовой" власти - дело богоугодное. Наиболее ярким примером поддержки религией социального протеста может служить тот факт, что идейным вдохновителем польской "Солидарности", возглавив-шей борьбу против социалистического режима в Польше 80-х гг. XX в., был папа рим-ский Иоанн Павел II. А.С. Пушкин отмечал важный для понимания русской истории и петровских ре-форм факт: "Народ считал Петра I "антихристом". В подготовительных материалах к "Истории Петра" он приводит также следующую выписку относительно царевича Алексея: "Суеверные мамы и приставники ожесточили его против отца, а духовные особы при обучении его православию вкореняли в нем ненависть к нововведениям"1. Русское православие на протяжении своей тысячелетней истории строило отно-шения между церковью и государством на основе принципа "симфонии", гармониче-ского согласия и взаимоподдержки. Однако в "Основах социальной концепции РПЦ", принятой в 2000 г., этот принцип пересматривается. Выше лояльности государству церковь ставит свою миссию "спасения людей в любых условиях и при любых обстоя-тельствах". Поэтому, "если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать Государству в повиновении"2. До сих пор на практике "лояльность" отождест-влялась с "подчинением".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религия и конфликт: от К. Маркса - к современным конфликтологическим теориям религии» з дисципліни «Соціологія релігії»