Переход от магии к религии Вебер рассматривает, с одной стороны, как результат увеличивающейся рациональной систематизации понятия Бога и представлений об отношении человека к Богу, а с другой - отступления от исконного (характерного для магии) практического расчетливого рационализма: "параллельно рационализации мышления "смысл "религиозного поведения все меньше ищут в чисто внешних преимуществах экономической повседневности, цель религиозного поведения "иррационализируется", пока, наконец, эти "внемирские", т.е. прежде всего внеэконо-мические, цели не становятся специфической чертой религиозного поведения" [4, с. 98]. Отход от магии, когда религиозное действие приобретает новый смысл - не "принуждения Бога", а "служения Богу", - совершается по мере утверждения представ-ления о могуществе Бога и личной подвластности ему человека. Бог становится могу-щественным Господином, которого нельзя принудить магическими средствами, а мож-но лишь умилостивить просьбами и дарами. Тотем был символом братства, а тотемизм - способом ставить братство под защиту магии. Теперь "этический" Бог охраняет пра-вопорядок и добрые нравы, которые им созданы. Этические требования к богам растут в цивилизованном обществе по мере роста власти и притязаний к качеству правосудия внутри больших, находящихся под защитой закона политических союзов; с ростом рег-ламентации все новых типов человеческих отношений посредством конвенциональных правил и зависимости людей от их соблюдения, и особенно - с ростом социального и экономического значения надежности слова, данного другом, вассалом, должностным лицом, партнером по обмену, т.е. с ростом значения этического подчинения человека космосу "обязанностей", позволяющему определить его поведение. Эти представления дали импульс развитию религиозной этики, появлению ново-го способа воздействия на сверхчувственные силы, помимо магических, - следование религиозному за-
157 кону становится специфическим средством завоевать расположение Бога. Но магия не исчезает - она интегрируется в религии, "ибо вера в испытанную действенность магии значительно глубже, чем вера в действенность поклонения богу, недоступного магическому воздействию в силу своего могущества. Поэтому концепция "сверхчувственных" сил в качестве богов, даже в качестве надмирного Бога, отнюдь не устраняет древние магические представления (не устраняет их и христианство)... ведь и католический священник отчасти прибегает к действию магической силы, когда он служит мессу или отпускает грехи" [4, с. 96].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Переход от магии к религии» з дисципліни «Соціологія релігії»