В социологии религии сложились и существуют сегодня несколько более или менее равноценных и взаимодополняющих друг друга направлений. Основой каждого из них является то или иное общее представление о характере социологической реаль-ности и исходном принципе ее объяснения. Развитие социологии религии соответству-ет смене парадигм в социологической мысли XIX-XX вв., но вера социологов в то, что сложная человеческая действительность поддается научному объяснению, сохраняется. Занятие социологией имеет смысл в том случае, если есть уверенность, что смысл и значение действий, из которых складывается жизнь людей в обществе на разных этапах его истории, поддаются расшифровке с помощью научных методов. Задача социологи-ческого изучения религии - объяснение социальной реальности в тех ее аспектах, кото-рые выражены в религиозной сфере общественной жизни и ею обусловлены. Особенность и сложность реализации этой установки в социологии религии за-ключаются в том, что такой расшифровке подлежит религия, так или иначе выражаю-щая верование в существование двух несовместимых друг с другом миров. Земное и небесное, естественное и сверхъестественное, священное и профанное, божественное и мирское - все это формы выражения религиозного удвоения мира. Социолог должен расшифровать значение этого разделения, "верования в Бога", оставаясь в отличие от теолога в рамках социальной реальности, так же как при объяснении любого другого социального факта. Другими словами, предметом социологического анализа является вера в Бога как человеческий феномен, доступный эмпирическому исследованию. Со-циолог должен объяснить веру в Бога, исходя не из "теологического факта" - Бога как внемирского "начала начал", а из "социального факта" существования веры в Бога, и не для того, чтобы доказать или опровергнуть существование Бога, а чтобы объяснить со-циальные причины и последствия веры, расшифровать ее социальный смысл.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социологические теории религии» з дисципліни «Соціологія релігії»