Поведенческие последствия заключаются в том, что человек совершает какой-либо поступок непосредственно под влиянием
1 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.—М.: Олма-Пресс, 2002.
информации, почерпнутой из СМИ. Именно этот тип последствий привлекает наиболь-ший интерес, и именно его наличие наиболее трудно доказать. Приведём пример. «В марте 1986 года четверо подростков из Нью-Джерси договорились совершить коллек-тивное самоубийство и довели свой план до конца. На протяжении недели после этого трагиче-ского события на Среднем Западе были найдены мёртвыми ещё двое подростков, и по всему вы-ходило, что их самоубийство напоминало предыдущее. Естественно, в средствах массовой ин-формации прозвучали положенные случаю растерянность и боль по поводу самоубийств среди молодёжи. Но не могло ли освещение данных событий по телевидению и в прессе породить волну... самоубийств? Это именно так, утверждает социолог Дэвид Филлипс. Вместе с коллегами он изу-чал статистику случаев подросткового суицида, которые последовали после того, как в новостях или специальных репортажах появились сообщения на эту тему. Их исследования выявили флуктуации уровня самоубийств тинейджеров до и после таких передач. В течение недели после передачи был отмечен значительный рост самоубийств среди подростков... Более того, чем под-робнее освещались самоубийства... тем выше оказывался процент самоубийств. О сохранении роста массовых самоубийств можно было говорить даже с учётом иных возможных причин со-вершения подобных актов. Таким образом, наиболее убедительным объяснением причин роста подростковых самоубийств, следовавших за освещением аналогичных случаев в СМИ, можно считать наличие «рекламы» — именно она запускает механизм последующих «обезьяньих» са-моубийств»1. 1 Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 83. Кажется, что данный случай абсолютно ясно показывает наличие причинно-следственной связи между сюжетом в СМИ и поведением. И всё же едва ли следует рас-сматривать сюжет как причину. Подросток в нормальном психическом состоянии не бу-дет совершать самоубийство потому, что узнал о подобном поступке, совершённом дру-гими. Сообщение СМИ может сыграть роль «спускового крючка», но предпосылки са-моубийства должны уже быть в наличии. И нет оснований утверждать, что, не будь этих передач, подросток
не совершил бы данного поступка под влиянием любого иного повода — обиды на ро-дителей, ссоры с друзьями и т.д. Однако фактор «спускового крючка» также не стоит сбрасывать со счетов. В освещении подобных событий нужна осторожность, чтобы не подтолкнуть людей с неустойчивой психикой к необратимым поступкам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Поведенческие последствия» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»