Первоначально данная теория разрабатывалась Д. Гербнером. С точки зрения дан-ной теории, постоянное воздействие СМИ, постепенно формируя наши представления, определённым образом унифицирует различия в восприятии мира, присущие различным социальным группам и отдельным людям, и способствует, таким образом, культурной гомогенизации общества. По мнению Гербнера, СМИ «корректируют ожидания» и «культивируют потреб-ности». Индустрия СМИ, и прежде всего телевидение, «1) смазывает традиционно суще-ствующие различия в мировоззрении людей; 2) смешивает их частные жизненные реа-лии в обобщённом культурном потоке; 3) связывает эту обобщённую реальность со своими собственными институциональными интересами и интересами своих спонсоров. Результатом этой кропотливой работы по обработке
непримиримых различий в общественной жизни должно становиться постепенное укре-пление социальной стабильности и выработка максимально приемлемых и дружествен-ных по отношению как к коммуникационной системе, так и к партнерам по самой ком-муникации моделей социального поведения»1. Под влиянием постоянного просмотра телевизионных программ в сознании людей накапливаются определённые «отпечатки» событий и фактов, которые оказывают воз-действие на восприятие реальности. Исследования показывают, что заядлые телезрители имеют более согласованные мнения о реальности, чем люди, редко смотрящие телеви-зор. Кроме того, люди, которые часто смотрят передачи, связанные с демонстрацией на-силия и агрессии, считают мир более жестоким, чем люди, не злоупотребляющие про-смотром подобных передач. СМИ «культивируют» у своей аудитории определённые взгляды, связанные с по-литикой, культурными ценностями, социальными проблемами, модой и т.д. Теория культивирования пользуется популярностью, однако разные люди в неоди-наковой степени поддаются «культивирующему» воздействию СМИ. Активность и спе-цифика аудитории должны всегда приниматься во внимание. Ведь никто не принуждает людей смотреть те или иные передачи. Многие вообще избегают смотреть телевизор или сводят его просмотр к минимуму, черпая информацию из других источников. 1 Никифоров О. Диалектика медиапросвещения // Отечественные записки. 2003. № 4. Таким образом, СМИ «культивируют» те или иные взгляды, если люди сами гото-вы поддаваться подобному культивированию. Дети в этом плане более податливы, чем взрослые. Люди, более образованные и способные к критическому мышлению, в мень-шей степени зависят от мнений, транслируемых СМИ, чем люди с низким уровнем обра-зования. Значимы и другие различия между людьми, как социального и психологическо-го, так и ситуационного плана.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория культивирования» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»