В современных обществах СМИ, главным образом телевидение, являются одним из наиболее значимых агентов социализации. Телевидение воздействует на индивида с самого раннего возраста: дети начинают смотреть телевизор раньше, чем учатся чи-тать. В более старшем возрасте просмотр телевизора является главной формой прове-дения досуга. Многочисленные исследователи данной проблемы отмечают, что телевидение служит для детей и подростков (как и для многих взрослых) источником не только полезной информации, но образцов для подражания, конструирования собственной идентичности. Интересно в данной связи отметить, что многие молодёжные субкуль-туры строятся именно на основе потребления той или иной продукции массовой куль-туры, тиражируемой СМИ. В первую очередь это относится к субкультурам поклон-ников различных музыкальных стилей, например, так называемых «металлистов». С другой
стороны, распространяя информацию о тех или иных молодежных субкультурах, СМИ способствуют и росту численности их последователей. Так, А. Тарасов , исследователь российских скинхедов, полагает, что возникновение этой субкультуры в России в 90-е годы произошло во многом благодаря СМИ, демонстрировавшим западных скинхедов (однако рост численности и агрессивности российских скинхедов — уже не следствие деятельности СМИ, и обусловлены они целым комплексом социокультурных факторов). О роли СМИ в распространении молодёжной моды, о «поточном производстве» молодёжных «кумиров» можно и не говорить — она очевидна. Личный опыт каждого отдельного человека довольно ограничен. Неудивительно, что значительную часть представлений об окружающей реальности он получает от СМИ. Последние служат главным источником представлений о мире, как адекватных, так и стереотипизированных и искажённых. Отечественный исследователь Д. Дондурей, анализируя ситуацию в российских СМИ начала 2000-х годов, отмечает: «И так как из телевизора непонятно, что в России происходит на самом деле, что меняется, а что нет, вся страна, судя по родным, снятым в последние годы фильмам и сериалам, занимает-ся «разборками». Практически восемь из каждых десяти названий — про криминальную жизнь. Нас уверяют, что главные герои российской действительности — бандиты и все, кто бандитов обслуживает (жертвы, следователи, суды, предприниматели). Правоохранительная система рас-сматривается авторами «сказок для взрослых» в основном как проявление личного героизма от-дельных профессионалов, а бизнесмены исключительно как жертвы и участники преступных отношений» . Телевидение нередко служит механизмом «опережающей социализации», форми-рующей у подростка или молодого человека представление о его или её будущей карье-ре, нередко
далёкое от реальности. СМИ задают стандарты потребления, также не всегда соответ-ствующие реальным возможностям молодых людей. Разрыв между реальным и же-лаемым нередко порождает болезненные психологические эффекты, провоцирует со-стояние фрустрации. Отдельная и весьма активно обсуждаемая проблема — это влияние демонстра-ции насилия на детей и молодёжь. Результаты исследований данной проблемы проти-воречивы. Если одни эксперименты подтверждают, что демонстрация агрессивности по телевидению вызывает рост агрессивности у аудитории, то другие подобной зави-симости не выявляют. Трудность исследования данной проблемы заключается в том, что фактически невозможно установить неизбежную причинно-следственную связь между просмот-ром «агрессивных» передач и собственно агрессивным поведением. Приведём лишь один пример. Американские учёные Л. Эрон и Р. Гусман провели лонгитюдное иссле-дование: «Вначале они обнаружили высокую степень корреляции между наблюдением насилия по телевидению и агрессивным поведением у восьмилетних мальчиков, а за-тем по истечении примерно одиннадцати лет они заново вернулись к исследованию 211 молодых людей из числа своих бывших испытуемых, которым теперь было по девятнадцать лет. Те из них, кто в восьмилетнем возрасте видел много насилия на эк-ране телевизора, оказались в 19 лет более агрессивными, чем их не злоупотреблявшие телевизионным насилием сверстники. Более того, было совершенно ясно, что именно просмотр телевизионных передач порождал агрессивное поведение, а не наоборот, поскольку агрессивные юноши, насмотревшись всего этого в восемь лет, совершенно необязательно смотрели много агрессивных телевизионных передач в девятнадцать лет»1. 1 Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 274. С одной стороны, результат исследования, казалось бы, очевиден. Однако вряд ли можно с точностью утверждать, что именно просмотр «плохих» передач в восьми-летнем возрасте сделал девятнадцатилетних юношей агрессивными. Воз
можно, вмешались иные факторы — особенности воспитания в раннем возрасте, отно-шения в семье, отношения со сверстниками, жизненные обстоятельства. На формирование личности воздействует огромное количество факторов, поэтому результаты социа-лизации всегда непредсказуемы. Абсолютизировать какой-то один фактор — в данном случае насилие в передачах — едва ли правильно. И тем не менее множество подобных исследований позволяют говорить если не о жёсткой причинно-следственной связи, то, по крайней мере, об устойчивой корреляции между просмотром актов насилия по теле-видению и агрессивным поведением. Но, возможно, данная корреляция объясняется тем, что люди, уже предрасположенные к агрессии и насилию, выбирают передачи с опреде-лённой тематикой. Некоторые исследователи отмечают, что если демонстрация насилия и не влечёт за собой совершение агрессивных поступков, то это не означает её полной безобидности — ряд экспериментов показал, что просмотр сцен насилия снижает «порог чувствительно-сти» аудитории. Люди приучаются воспринимать насилие как норму. Исследования аудитории СМИ, рейтингов передач показывают, что именно агрес-сия и насилие — наиболее привлекательный для большой части населения тип зрелища. И это позволяет журналистам и продюсерам говорить о том, что, тиражируя подобные сюжеты, они лишь идут навстречу пожеланиям зрителей и рекламодателей, которые стремятся размещать рекламу в наиболее рейтинговых передачах. СМИ как агент социализации оказывает более глубокое воздействие, чем только лишь распространение информации и образцов для подражания. Способ подачи инфор-мации, характерный для СМИ, и прежде всего телевидения, влияет на способ воспри-ятия мира (уже говорилось об этом выше, обсуждая различные теории СМИ). Отечест-венная исследовательница В. Зверева описывает эти изменения следующим образом. «Телезрителю, живущему в медиасреде, приходится обрабатывать огромный объём ин-формации, адаптироваться к культуре фрагмента и коллажа, достраивать логику, начало и
конец сообщений, самостоятельно конструировать причинно-следственные связи меж-ду ними или воспринимать большую часть информации как «белый шум», быстро концен-трировать и переключать внимание и забывать услышанное. Аудиовизуальное потребление образов способствует складыванию нового типа понимания, который строится на упрощении. Мнения могут состоять из эмоций («У меня есть по этому поводу точка зрения: это замеча-тельно!»); такие мнения-эмоции подвижны, легко меняются. ...Но отсутствие причин и связей — только одна из характеристик образа мира, созда-ваемого телевидением. Наряду с этой существует и другая тенденция: телевидение как сред-ство коммуникации, ориентированное на нарративность, на художественные жанры, привно-сит в мир собственный порядок, приписывая его «жизни». Фрагментированность на экране относится к блокам информации. С ней контрастирует репрезентация истории внутри одного сюжета: это реальность, подчиняющаяся правилам и закономерностям, как в любом повест-вовании. Сообщение в репортаже или фильме, как и рассказ, имеет пролог, завязку, кульми-нацию, финал. В нём артикулировано «драматическое» и «комическое» и нередко расставле-ны моральные акценты. Обычная жизнь часто выглядит как хаотическое переплетение «ли-ний», но запутанная, недоговоренная реальность на телевидении уравновешена чёткими оценками, сюжетами и поисками счастливого конца. Так, логика, которую привносит средст-во коммуникации в мир, конструируя порядок, апеллирует к «мелодраматическому воображению», заставляя осмысливать реальность в понятиях художественного произведения»1. 1 Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. 2003. № 4. 2 Neil Postman. The Disappearance of Childhood. — New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994: Реферат А. Янина // Отечественные записки. 2003. № 4. Есть и другие, весьма значимые последствия воздействия СМИ на процесс со-циализации. Современный американский исследователь Нейл Постман2 говорит о смещении возрастных границ в современных обществах под воздействием СМИ. Он выдвигает парадоксальный тезис об «исчезновении детства» в современном обществе. Речь идёт, конечно, не о биологическом детстве как универсальном этапе жизненного
пути, но о детстве «социально сконструированном», возникшем в западных общест-вах приблизительно в XVTII веке. Детство как некий специфический этап, наделённый особой ценностью и значе-нием, выделился, по мнению Постмана, под влиянием двух факторов — необходимо-сти образования как овладения грамотностью и навыками рационального мышления (что связано с возникновением «галактики Гутенберга», радикальным изменением доминирующего средства коммуникации) и возникновением представления о том, что некоторые стороны взрослой жизни должны быть скрыты от детей, «табуированы». Современные СМИ, и прежде всего телевидение, ставят под вопрос оба фактора, поддерживающих конструкцию детства. Визуальное усвоение информации, подразу-меваемое телевидением, не требует образования и длительной подготовки. Соответ-ственно значимость овладения грамотностью и навыками логического мышления снижается. Современные дети и подростки благодаря СМИ весьма осведомлены о разных сторонах жизни и не находятся в полной зависимости от старших как источ-ника ценной и полезной информации. С другой стороны, современные СМИ фактически «растабуировали» все ранее запретные для детей темы. Общество перестало стыдиться перед своими детьми, от-гораживать их от тёмных или запретных сторон взрослой жизни. Это заставляет детей «взрослеть» довольно рано, и об этом говорит такой негативный факт, как рост пре-ступлений, совершаемых детьми, раннее начало половой жизни и т.д. С другой стороны, наблюдается «встречная» тенденция — инфантилизация взрослых. Постман полагает, что можно говорить о тенденции формирования новой возрастной структуры общества, включающей отныне три стадии: младенчество — полувзрослый возраст — глубокая старость. Отмечая эти тенденции, Постман возла-гает определённые надежды на новое средство коммуникации — интернет. Овладение компьютерной грамотностью требует значительных усилий и способствует сохране-нию значимости навыков усвоения текстовой информации в новом культурном и тех-нологическом контексте.
Интернет и распространение мультмедиа вносят существенные изменения в процесс социализации. Подростки и молодые люди получают новый канал культур-ной информации, новое средство для создания сообществ по интересам, также высту-пающих в качестве агентов социализации. Под воздействием новых коммуникационных технологий меняется другой важ-нейший агент социализации в современных обществах — система массового образо-вания. Изменяется «формат» образовательного процесса, постепенно теряют смысл традиционные способы его организации, подразумевавшие концентрацию учащихся и преподавателей в едином пространстве и подчинение их деятельности единому гра-фику и единому стандарту. Возникают новые возможности для индивидуализации обучения, более разнообразной подачи учебного материала, стимулирования познава-тельной активности обучающихся. Кроме того, интернет представляет собой мас-штабную и разнообразную «обучающую среду», предоставляющую широкие возмож-ности для самообразования и формирования разнообразных неофициальных образо-вательных сообществ. В то же время излишняя привязанность к интернету нередко ведёт к ослаблению социальных связей и способствует дистанцированию индивида от реальной жизни и реальных проблем. Таким образом, социализирующее воздействие средств массовой коммуникации в современных обществах многопланово и неоднозначно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социализирующая функция СМИ» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»