Понятие массовой культуры отражает специфику производства культурных об-разцов в индустриальных и постиндустриальных обществах. Произведения массовой культуры изначально создаются как товар, и главным кри-терием их оценки является уровень спроса на них. Т. Адорно использовал термин «ин-дустрия культуры» для обозначения нового статуса культуры в индустриальных обще-ствах — культура становится «производством» наряду с другими видами производства.
Произведения массовой культуры изначально не обладают уникальностью — они представляют собой серийный, стандартный продукт, изготовляемый профессионалами в соответствии с определёнными технологиями. Внедрение техники в производство культурных образцов приводит к значитель-ным последствиям, причём глубокие культурные преобразования, связанные с возмож-ностью массовой воспроизводимости произведений искусства, начались довольно давно. Немецкий теоретик культуры Вальтер Беньямин писал: «В XIX веке техническое репродуцирование достигло такого уровня, когда оно смогло не только сделать своим объектом всё художественное наследие в целом, тем самым расширив и видоизменив воздействие искусства, но и отвоевать себе самостоятельное место в культуре. Однако даже при самой совершенной репродукции утрачивается нечто существенное для искусства: исчезает «здесь» и «сейчас» художественного произведения, его неповторимое на-личное бытие. Собор покидает площадь, чтобы в виде репродукции занять своё место на стене в квартире; хор, впервые прозвучавший в концертном зале или под открытым небом, слушают у себя дома. Значение и последствия репродуцирования искусства выходят далеко за его собственные пределы. Тиражирование репродукций ставит на место единичного бытия художественного произведения массовидность. Возможность встретиться с воспринимающим искусство субъек-том в удобной для него ситуации актуализирует репродуцируемый предмет, но одновременно вызывает потребность сделать произведения более доступными, которая так же настоятельна сегодня в массах, как их склонность преодолеть уникальность любого явления путём его репро-дуцирования. ...Репродуцирование приучает к такому восприятию, в котором преобладает ориентация на осознание стереотипного в мире, то есть повторяемое торжествует над оригиналом. Так в сфере визуального проявляется то, что в области теории выражается в возрастающем значении стати-стики. ...Репродуцированное произведение искусства постепенно всё больше и больше становит-ся репродукцией произведения искусства, основанного именно на воспроизводимости.
...В восприятии произведений искусства возможны различные акценты, среди которых следует выделить два прямо противоположных: в одном случае акцент делается на культовой ценности произведения, в другом — на его выставочной ценности. С расширением и совершенствованием способов технического репродуцирования произ-ведений искусства публичная (выставочная) ценность последнего настолько выросла, что наме-тились качественные изменения в самой его природе. Подобно тому, как в первобытную эпоху произведение искусства благодаря абсолютному перевесу его культовой ценности было в пер-вую очередь орудием магии, ритуала и лишь позднее его признали и произведением искусства, так и теперь благодаря абсолютному перевесу его выставочной ценности произведение искусст-ва приобретает совершенно новые функции. И очень вероятно, что его художественная функция ...окажется второстепенной. ...Техническая воспроизводимость художественного произведения меняет отношение масс к искусству. ...Общепринятое принимается некритически, действительно новое критикуется»1. Беньямин говорит о воспроизводимости образцов высокой культуры, изначально создававшихся как уникальные. Однако сама возможность воспроизводимости, тиражи-рования обусловила появление культурного творчества, ориентированного именно на серийное производство и широчайшую аудиторию. Формирование массовой культуры было бы невозможно без технического прогрес-са, позволяющего массово производить те или иные культурные артефакты, и без СМИ, которые распространяют эти артефакты. Спортивные зрелища, популярная музыка, те-лесериалы, кино — все эти виды популярных зрелищ становятся доступными массовой аудитории благодаря радио, телевидению, другим каналам массовой коммуникации.
¹ Беньямин В. Искусство в эпоху технической воспроизводимости // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — М.: 1985. С. 178-180.
Современные общества «потребляют» культурной продукции гораздо больше, чем общества прошлого, где произведения искусства были доступны, как правило, лишь не-значительному меньшинству. Повышение уровня жизни и уровня образования, а также появление свободного времени, которое необходимо чем-то заполнить, породили массовый спрос на культур-ную продукцию. Оценка произведений культуры впервые стала зависеть от мнения большинства, мнения массовой аудитории, а не самих творцов и утончённых ценителей их произведений. Аудитория выбирает то или иное произведение, оплачивая его — при-обретая билет в кинотеатр или на концерт, диск, кассету, книгу, включая телевизор во время показа любимого сериала (и превращаясь в желанный объект рекламного воздей-ствия) и др. «Индустрия культуры» ориентируется на огромную аудиторию. Соответственно уровень произведений массовой культуры не слишком высок и приспособлен к усред-нённым вкусам и культурным запросам. Основная функция массовой культуры в современных обществах — развлечение, заполнение досуга или, если употребить психологический термин, удовлетворение по-требности в структурировании времени. Однако она выполняет и значимые латентные функции, в частности идеологическую и социализирующую, способствуя утверждению определённых ценностей и убеждений, распространению образцов поведения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СМИ и массовая культура» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»