Теоретический анализ массовой коммуникации имеет почти вековую историю. На протяжении всего периода изучения медиа менялась оценка их деятельности, причём особую актуальность приобретали разные аспекты этой деятельности. В контексте ранних теорий массового общества, которые уже были описаны ранее, медиа рассматривались зачастую отрицательно. Это было связано с негативной оценкой самого массового общества, важным элементом которого стали средства массовой ком-муникации. Критики массового общества опасались падения культуры, утраты жизнеспособно-сти демократических политических институтов под напором агрессивных «толп», не способных к личной ответственности и рациональному мышлению. Медиа в этом кон-тексте рассматривались как фактор, усиливающий данные опасные тенденции. Однако, как уже отмечалось ранее, со временем подход к массовому обществу и медиа как важному институту этого общества стал более взвешенным. Хотя критиче-ский настрой по отношению к медиа сохраняется в ряде теоретических подходов. Ярким примером могут служить концепции массовой культуры Т. Адорно и М. Хоркхаймера, а также Л. Альтюссера, который рассматривал медиа как один из наиболее важных «идео-логических государственных аппаратов». Критический настрой по отношению к средст-вам массовой коммуникации сохраняют и такие современные исследователи, как Ж. Бодрийар и Ю. Хабермас. Другое направление ранних исследований массовой коммуникации было связано с изучением механизмов пропаганды, а также эмпирическим анализом эффектов инфор-мационного воздействия массовой коммуникации. Этот подход интенсивно развивался в США. Для него характерна прагматическая ориентация исследований, обусловленная растущей значимостью средств массовой коммуникации в сфере управления, а также рекламной деятельности. Развитие этого подхода ассоциируется прежде всего с именем Г. Лассуэлла. Круп-ными представителями американской коммуникативистики были также Р. Липман, ав-тор концепции социальных стереотипов, П. Лазарсфельд, введший понятие «лидеров мнений», опосредующих воздействие средств массовой коммуникации на индивидуаль-ное сознание, и др. Изучение эффектов массовой коммуникации — до сих пор одно из наиболее рас-пространённых направлений социологических и психологических исследований. При этом так и не сложилось общепринятой точки зрения на характер воздействия СМИ. Первоначально доминировала точка зрения, согласно которой СМИ в весьма значитель-ной степени влияют на сознание аудитории, представавшей как полностью пассивный объект коммуникативного воздействия. Позднее эта точка зрения подверглась пересмот-ру. В ходе многочисленных эмпирических исследований выявлялись всё новые факто-ры, опосредующие воздействие СМИ, осознавалась активная роль аудитории, значи-мость её специфических характеристик, обусловливающих восприятие ею информации. В последние десятилетия были предложены новые подходы к оценке эффектов СМИ, например концепция «повестки дня». С другой стороны, в последние годы наблюдается тенденция вновь рассматривать воздействие СМИ на массовое сознание как весьма зна-чительное. Этому способствуют усиление роли СМИ при переходе к информационному обществу, появление новых коммуникационных технологий. Значимую роль в социологическом анализе СМИ сыграл (и играет) функциональ-ный подход. Впервые социальные
функции СМИ выделил Г. Лассуэлл. В дальнейшем разными исследователями были предложены свои подходы к пониманию социальных функций медиа. Большое значение для функционального анализа СМИ имело предложенное Р. Мертоном различение функций и дисфункций социальных институтов. СМИ порождают как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Во второй половине XX века исследования массовой коммуникации становятся всё более интенсивными, при этом наблюдается тенденция рассматривать данный феномен во всё более широком социальном и культурном контексте. Повышенный интерес исследователей к данной проблеме был обусловлен даль-нейшим совершенствованием и усложнением средств массовой коммуникации и резким возрастанием их роли в обществе. Большое влияние на анализ массовой коммуникации оказали семиотические ис-следования. Семиотика — наука о знаковых системах, в которых каждому знаку прида-ётся определённое значение. Семиотика возникла в результате влияния структурализма на социальную теорию и весь комплекс наук о культуре. В качестве знаковых систем она рассматривает не только язык, но также искусство, кино, науку, литературу, культу-ру в целом. Средства массовой информации — точнее, поток знаков, который они продуциру-ют, — предоставляют широчайшее поле для семиотических исследований. Предметом многих семиотических ориентированных исследований стал специфический язык СМИ. Основоположник семиотики французский исследователь Р. Барт, основатель Цен-тра по изучению массовых коммуникаций, посвятил многие публикации «расшифровке» неявных значений сообщений СМИ и тиражируемых ими мифов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие социологии массовой коммуникации» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»