Объект и предмет изучения социологии массовой коммуникации
В отечественной и зарубежной науке не существует общепринятого определения объекта и предмета исследования социологии массовой коммуникации. Даже название этой дисциплины не является устоявшимся. Так, в отечественной науке употребляются следующие названия: «социология коммуникации», «социология массовых коммуника-ций», «социология массовой коммуникации», «социология средств массовой коммуни-кации», «социология средств массовой информации» и, наконец, «социология масс-медиа» — как калька англоязычного Sociology of the mass media. Термин «массовая коммуникация» также определяется исследователями по-разному. Ведутся дискуссии и по поводу разграничения понятий «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации», не приведшие пока к общеприня-тым результатам. Например, Б. Дубин и А. Рейсблат, различая термины «массовая коммуникация» и «массовая информация», отмечают, что в отечественной научной традиции более рас-пространённым является второй термин. Исследователи полагают, что это связано со спецификой формирования и функционирования данного института в российском об-ществе. Они пишут: «Не случайно в советские времена возникла и до сих пор как в социологии, так и в журналистике держится формула «средства массовой информации», на Западе же ис-пользуется оборот «средства массовой коммуникации». Почему — понятно.
Исторически пресса складывалась и развивалась как один из механизмов возникающего общественного мнения, как элемент нарождающейся публичной сферы. Поэтому на За-паде массовая печать (а затем — радио, телевидение и т.п.) возникала как форма выра-жения интересов различных общественных групп, институтов, организаций, партий, как канал взаимодействия, конкуренции и сотрудничества между ними. В России же изда-ние газет (как впоследствии в СССР радио и телевидение) было долгое время прежде всего делом государственным»1. С другой стороны, И.Д. Фомичева предлагает зафиксировать, что термин «массо-вая коммуникация» до сих пор неотделим от своего синонима — «средства массовой информации». Понятно, что данные термины близки, но не тождественны по своему значению. Однако далее обратимся к этому вопросу несколько подробнее. В западной науке также существует определённая терминологическая разноголо-сица по поводу упомянутых терминов. Так, современный исследователь Деннис Макку-эйл пишет: «Термин «массовая коммуникация», возникший в конце 1930-х гг., определить не-просто, поскольку он имеет слишком много коннотаций. Слово «массовый» само по се-бе является ценностно нагруженным и дискуссионным, и термин «коммуникация» до сих пор не имеет согласованного определения»2. И всё же исследователь полагает, что, несмотря на подобные терминологические сложности, существует некоторое единство понимания, достаточное и для анализа явления, и для его рабочего определения. Макку-эйл пишет в связи с этим: «Термин «массовый» обозначает большой объём, область или степень распространения, тогда как «коммуникация» относится к созданию и воспри-ятию смыслового значения, к передаче и получению сообщений». Маккуэйл приводит определение Яновица: «Массовые коммуникации охватывают
¹Дубин Б.В., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4. ²Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации // Контексты современности-П: хре-стоматия. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2001. С. 12-13.
институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства для распространения символического содержания на боль-шие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории»1. Современные британские исследователи А. Бриггз и П. Кобли отмечают: «При сложности и масштабах той сферы общества, что называется «медиа», неудивительно, что в теоретических исследованиях этого явления мы постоянно наталкиваемся на про-блему множественности определений. ...Например: ■ медиа являются конгломератом структур частного бизнеса; ■ это особый вид социальной деятельности; главная задача медиа — осуществ-лять своего рода представительство тех или иных точек зрения, взглядов и позиций; ■ СМИ — это продукт соответствующих правовых регламентации, включая регламентации и в отношении их экономической деятельности; ■ медиа — это социальный институт, выполняющий важные общественные за-дачи, но это также... средство распространения рекламы; ■ СМИ суть коллективное сознание читателей, слушателей и зрителей»2. Все эти определения характеризуют различные аспекты такого сложного и много-гранного феномена, каким являются современные СМИ (медиа или средства массовой коммуникации). Новейший социологический словарь, составленный современными британскими авторами Н. Аберкромби, С. Хиллом и Б. Тернером3, определяет предметную область социологии массовой коммуникации следующим образом. Во-первых, это исследование сообщений массовой коммуникации, во-вторых — исследование институтов массовой коммуникации и персонала организаций в этой сфере. В-третьих, 1 Маккуэйл Д. Указ. соч. 2 Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 1. 3Социология массовой коммуникации // Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. Социологический словарь. — М.: Экономика, 2004.
изучение воздействия, которое масс-медиа оказывают на аудиторию. В отечественной литературе можно встретить различные определения объекта и предмета социологии массовой коммуникации. Так, О.Г. Филатова предлагает следую-щее определение: «Объектом социологии массовой коммуникации является массово-коммуникативная деятельность как социальный институт. Предмет социологии массовой коммуникации определяется как совокупность за-кономерностей вышеуказанной деятельности, исследование которых определяет струк-туру социологии массовой коммуникации как науки и включает в себя все уровни — от теоретического до уровня эмпирических исследований, распространяющихся на изуче-ние как объекта массово-коммуникативной деятельности — массовой аудитории, так и структур непосредственно самих массовых коммуникаций и средств их функционирова-ния»1. Т.В. Науменко определяет объект изучения социологии массовой коммуникации несколько иначе — «массовая коммуникация как социальный процесс»2. Массовую коммуникацию в современных обществах целесообразно рассматривать и как процесс, и как институт. Несомненно, существуют институты, благодаря которым этот процесс регулируется, но весьма значительная часть взаимодействий, связанных с осуществлением массовой коммуникации, происходит вне институциональных рамок. В качестве примера можно привести такой значимый тип неформальной массовой комму-никации, как слухи. 1 Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2006. С. 50. 2 Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. С. 14. С другой стороны, существуют «внесистемные» группы и организации, участвую-щие в процессе массовой коммуникации, — например, печать и интернет-сайты различ-ных меньшинств, политических экстремистов и радикалов — то, что в западной литера-туре называют «альтернативные СМИ».
Недавно возникла такая форма массовой коммуникации, как сетевые сообщества в интернете, а также «живые журналы», индивидуально создаваемые пользователями ин-тернета. Всё это позволяет говорить о том, что массовая коммуникация протекает не только в рамках институтов, хотя институты массовой коммуникации, несомненно, иг-рают огромную роль в обществе и служат главным объектом исследовательского инте-реса. Социология массовой коммуникации изучает как институциональные, так и неин-ституциональные аспекты процесса массовой коммуникации, хотя институциональным аспектам в силу их особой значимости традиционно уделяется гораздо больше внима-ния. А. Бриггз и П. Кобли предлагают рассматривать деятельность СМИ как процесс, в котором можно выделить некоторые базовые составляющие: 1) те, кто передаёт информацию — соответствующие социальные институты; 2) сами информационные сообщения; 3) получатели сообщений — аудитория СМИ; 4) особый социальный контекст, в котором разворачивается процесс массовой коммуникации. Бриггз и Кобли1 кратко характеризуют выделенные ими составляющие процесса массовой коммуникации. 1. Институты СМИ представляют собой субъекты экономических отношений, коммерческие предприятия, ориентированные на получение прибыли. (Следует отме-тить, что возможны и государственные СМИ, однако доминирует именно коммерческая модель СМИ.) Деятельность в сфере СМИ представляет собой особую профессию, тре-бующую определённой подготовки. Каждое отдельное СМИ — газета, радиостанция и т.д. — является коллективом профессионалов. Институты СМИ обеспечивают произ-водство и распространение информации разного характера — новостной, развлекательной, образовательной и т.д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объект и предмет изучения социологии массовой коммуникации» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»