Сознание утопичности и противоестественности пролетарско-коммунистической идеи, советского народа как новой интернациональной общности и сильного государства как средства их осуществления проходило в СССР медленно, но неуклонно. Среди русской демократической интеллигенции это было сделано А.И. Солженицыным и А. Д. Сахаровым. В своем знаменитом обращении к россиянам (русским, украинцам, белорусам) «Как нам обустроить Россию», опубликованном еще до ожидаемого распада СССР и образования СНГ, Солженицын предложил отказаться от империи, оставить за новой Россией только ее русские земли и сконцентрироваться на улучшении жизни россиян, облагораживании российской земли, сохранении ее языка и культуры. Он не мог тогда предположить, что Россия, Украина и Белоруссия станут независимыми государствами. В 1990 г. он писал:
Нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных сил, ни духовных. Нет у нас сил на Империю и не надо, свались она с наших плеч: она размозжает нас и высасывает, и ускоряет нашу гибель. Я с тревогой слежу, что пробуждающееся русское национальное самосознание во многой доле своей не может освободиться от простодержавного мышления, от имперского дурмана, переняло от коммунистов никогда не существовавший дутый «советский патриотизм» и гордится той «великой советской державой», которая в эпоху чушки Ильича-второго только изглодала последнюю производительность наших десятилетий на бескрайние и никому не нужные (а теперь вхолостую уничтожаемые) вооружения, опозорила нас, представила планете как лютого жадного и безмерного захватчика – когда наши колени уже дрожат, вот-вот мы свалимся or бессилия... Надо теперь жестко выбирать: между Империей, губящей прежде всего нас самих, – и духовным и телесным спасением нашего же народа. Все знают, растет наша смертность и превышает рождение, – мы так исчезнем с лица Земли! Зачем этот разноперстный сплав? – чтобы русским потерять свое неповторимое лицо? Не к широте Державы мы должны стремиться, а к ясности нашего духа в остатке ее. Отделением двенадцати республик, этой кажущейся жертвой – Россия, напротив, освободит сама себя для драгоценного внутреннего развития. Да в нынешнем смешении – какая надежда на сохранение и развитие русской культуры? Все меньшая, все идет в перемол.
Сильное Российское государство должно быть, по мнению Солженицына, только средством естественных прав человека, развития русской культуры, духовной свободы личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Утопичность пролетарско-коммунистической идеи» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»