Со времен Конта и Спенсера общество рассматривается как живой организм, имеющий свои органы и отношения между ними. Понятие «формация общества» и позволяет представить общество в качестве такого организма. Классики марксизма-ленинизма разработали понятие экономической формации общества (ОЭФ), основу функционирования и развития которой образует экономика, способ производства материальных благ (взаимодействие производительных сил и производственных отношений). В настоящее время наблюдается отход российских ученых от использования и развития этого важнейшего понятия исторического материализма. Его место постепенно занимает понятие «цивилизация», которое еще менее определенно и, следовательно, методологически тоже малоэффективно. Мы дадим несколько иное определение формации общества (общественной формации) как важнейшей метасистемы общественного организма. Формация общества не тождественна общественному организму, как было признано в советской идеологии. Общества, в отличие от человечества, представляют, на наш взгляд, природо-социальные организмы, включающие в себя географическую, демографическую, экономическую, политическую, духовную и т.п. сферы. Некоторые основные сферы обществ оказываются между собой в определенных отношениях, которые называются формационными. Формация общества представляет собой систему исходных, базисных и надстроечных сфер и отношений между ними, образующих ядро общества. Противоречие и социальный конфликт между разными формациями обществ носит комплексный характер и включает в себя противоречия и социальный конфликт внутри формационных сфер, противоречия и социальный конфликт между базисными и надстроечными сферами. Формационные конфликты происходят в форме социальной эволюции (характерной для экономических обществ), социальной революции (характерной для политических обществ), социальной гибридизации (характерной для экономических обществ) и социальной модернизации (характерной для политических обществ). Развитие человечества происходит в результате единства и борьбы двух противоположных общественных формаций и обществ – политических (деспотических) и экономических (рыночных). Другими словами, формационный социальный конфликт выступает внутренней причиной развития отдельных обществ через совершенствование их формационной структуры и человечества. В результате такого диалектического противоречия происходит обогащение и тех и других обществ, возникают взлеты то одних (политических), то других (экономических) типов обществ в истории человечества, осуществляется процесс конвергенции и социальной гибридизации. Два типа обществ – экономические и политические – это два разных типа общественной интеграции, выработанных человечеством.
Рис. 15.1. Схема политической формации общества
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формация общества» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»