На стадии становления или развертывания предпосылками разрешения конфликта являются (рис. 11.2): 1) диагностика конфликтной ситуации, т.е. участников конфликта, их ролей, интересов, предмета конфликта и т.п.; 2) позиционный и ситуативный анализ конфликта, т.е. выяснение позиций сторон (их интересов, целей, с одной стороны, и возможностей их достижения, с другой стороны); 3) прогнозирование вероятного развития событий для каждой из противоборствующих сторон – выгод и ущерба (цены) –материальной, экономической, политической, моральной, человеческой и т.п.
Рис. 11.2. Основные предпосылки разрешения социального конфликта
Все перечисленные действия должны осуществляться как участниками, так и посредниками. Целью их должно быть взаимопонимание участниками конфликта не только своих интересов, возможностей, цены противоборства, но и интересов, возможностей. Цены противоборства противника. Именно взаимопонимание становится основой выработки компромисса участников конфликта. Ведь одной из причин конфликта является искаженное понимание противоборствующими сторонами своих и чужих интересов, возможностей, цены конфликта. Так, во время первой Чеченской войны ее участникам стало ясно, что предметом социального конфликта является суверенитет Чечни, по вопросу которого чеченское и российское руководство занимали противоположные позиции. Оказалось, что часть россиян поддерживала стремление Чечни к независимости, а многие чеченцы не хотели оставаться в тогдашней России, не умевшей организовать производственную, экономическую, политическую жизнь. Стало ясно, что победа российской стороны возможна только в результате многих экономических, человеческих и моральных жертв со стороны России. В результате Россия в лице ее руководства осознала значимость интересов суверенитета Чечни и зафиксировала это в Хасавюртовских соглашениях.
Рис. 11.3. Основные способы разрешения социального конфликта
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предпосылки разрешения конфликта» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»