Народ (нация) представляет собой историческую общность людей и социальных общностей. В этом смысле историческая общность может рассматриваться и как уровень развития социальной общности. Борьба народов между собой из-за территории, сырья, выгодного геополитического положения и других факторов образует причину развития человечества.
Нация (народ) – это историческая общность людей, характеризующаяся (рис. 7.4) общностью языка, территории проживания, исторической судьбы, психологического склада (характера, менталитета), экономической жизни, политического строя (свое государство), национальной самоидентификации, национальной идеи.
Нациями являются русские, немцы, французы, американцы и т.п. Поясним некоторые важные признаки нации (народа). 1. Историческая судьба включает в себя совокупность исторических событий, которые были пережиты представителями данного народа за время его существования. Татарское иго, Куликовская битва, Смута, нашествие Наполеона, Октябрьская революция, построение социализма, Великая Отечественная война и т.п. – вот те события, которые были пережиты россиянами и которые они знают из обучения и общения со старшими. 2. Психологический склад (национальный характер) – это интегральная характеристика представителя данной нации. Основными элементами характера личности считают: 1) темперамент, выражающий тип нервной системы; 2) потребности и интересы; 3) чувства и эмоции; 4) качества ума (интеллекта); 5) убеждения, образующие ядро характера; 6) волю, являющуюся стержнем характера. В социологии есть понятие социального характера, которое включает социально определенные элементы характера личности, Прежде всего потребности, интересы, убеждения, т.е. те элементы характера, которые ориентируют личность в социальной среде. В этой связи выделяют «рыночный характер» (Э. Фромм), характерный для обществ с рыночной формацией, традиционный характер (ориентированный на традиции общества), индивидуалистический характер (ориентированный на себя), коллективистский характер (ориентированный на других) и т.п.* * См.: Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. – Н.Новгород: НКИ, 1998.- С. 237-243.
Рис. 7.4. Основные признаки и структура нации
Ментальность, входящая в структуру психологического склада, это понятие определяется по-разному в разных науках. Одними из первых стали применять французские ученые из школы «Анналов». Ментальность – это система идеалов, ценностных ориентации, установок, а также психологических и мыслительных (умственных) механизмов восприятия и понимания мира, которые позволяют воспринимать, сознавать и преобразовывать мир. Другими словами, Ментальность – это и идеалы и ценности в форме убеждений (своеобразных умственных установок), и методы познания, характерные для данной личности как части какой-то социальной общности. 3. Важнейшим признаком нации является самоидентификация ее членов. Так Э. Геллнер пишет, что группа людей становится народом,
если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие качества – какими бы они не были, – которые отделяют эту группу от всех стоящих вне ее.* * Геллнер Э. Нации и национализм. – М.: Прогресс, 1991. –С. 35.
Геллнер настаивает на том, что именно убеждения, пристрастия и наклонности, т.е. сознательные, мировоззренческие, ментальные стороны людей, а не объективные (территория, язык, экономика, государство, как считалось в марксизме-ленинизме) факторы, превращают людей в нации. 4. Духовным базисом исторической общности является господствующий духовный уклад, который представляет собой систему духовных отношений между людьми, семьями, школой, церковью, государством в процессе производства, распределения, обмена, и потребления духовных (идеологических) ценностей (благ). Духовные ценности существуют на разных уровнях духовной сообщности в форме: 1) психологии людей, 2) принципов функционирования институтов, организаций, 3) общественной идеологии. И общественная психология, и принципы деятельности институтов, организация и идеология – это формы существования и функционирования духовных ценностей, образующих сущность базиса данной духовной формации, так же, как собственность на средства производства, образует базис экономической формации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Признаки нации (народа)» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»