Субъектами общественного развития и социального конфликта выступают прежде всего политические лидеры. Это люди, обладающие выдающимися качествами, способные направлять и изменять ход развития общества, занимающие, как правило, ведущее политическое положение в государстве и обществе (царя, президента, генсека и т.п.). Такими в наше время можно считать Горбачева, Тэтчер, Путина и др. Как показывает история, выдающиеся политические лидеры появляются в переломные периоды развития стран и становятся инициаторами и организаторами идеологических, политических, экономических преобразований и социальных конфликтов в обществах. Выдающиеся качества политических лидеров можно разделить на природные (характер, воля, решительность, магнетизм, гипнотизм, интуиция), нравственные (беспринципность, властолюбие, жестокость, легкомыслие, с одной стороны, и гуманизм, принципиальность, ответственность, с другой стороны), профессиональные (мудрость, аналитичность, быстрая ориентация в политической обстановке, организаторские способности, готовность к компромиссам, эрудиция, ораторские способности и т.п.). С политическим лидером связано понятие политического лидерства – механизма реализации власти лидера и управления политической элитой, интеллигенцией, народной массой (рис. 7.1) Этот механизм включает в себя: 1) личные черта, 2) инструменты осуществления власти (идеологические, политические, экономические, кадровые и т.п.), 3) ситуации, с которыми сталкивается политический лидер. Например, лидерский механизм В. Путина хорошо просматривается во время второй войны в Чечне, распределения власти в Госдуме между партиями и фракциями, реформы государственной власти.
Рис. 7.1. Механизм лидерства
Среди политических лидеров выделяют консерваторов (ориентированных на стабилизацию и сохранение существующего состояния обществ), реформаторов (ориентированных на радикальное преобразование и социальные конфликты в обществе мирными средствами), революционеров (ориентированных на разрушение старой формации и создание новой в результате насильственных преобразований). К первым в России можно отнести Николая I, ко вторым – Керенского, к третьим – Ленина. Также выделяют среди политических лидеров традиционных (власть получена традиционным способом, существующим в данной стране), харизматических (власть получена в результате поддержки народа, верящего в сверхъестественные способности лидера), легальных (конституционные выборы). В России традиционными были цари и генсеки, харизматическими – Ленин и Сталин, легальными – Ельцин и Путин. Нужно отметить, что бывают лидеры «смешанные», т.е. обладающие сразу несколькими основаниями своего лидерства. Основными функциями лидеров в обществе являются: • аналитическая (систематическое изучение ситуации в обществе); • представительская (выражает в своей деятельности интересы основных классов общества); • программирующая (разработка стратегии и тактики развития страны); • организаторская (мобилизация элиты, интеллигенции, народной массы на решение стоящих перед страной задач); • интегративная (направлена на поддержание целостности и стабильности в обществе, в частности, между разными классами и сферами общества). Именно лидеры, особенно политические, выступают главным источником социальных конфликтов в обществе. Именно они определяют тот конфликт, который становится источником развития (или распада) данного общества. Так, нынешний президент России инициировал целую серию социальных конфликтов, направивших развитие постельцинской России в определенном направлении: между центром и регионами, между центром и политическими партиями, между либералами и военными, между региональной властью и местным самоуправлением, между прокуратурой и СМИ, между Центром и олигархами и т.п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Политические лидеры» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»