Природные, общественные и духовные противоречия могут быть внутренними и внешними, главными и второстепенными, основными и неосновными, антагонистическими и неантагонистическими (рис. 3.5). Если мы связываем понятие конфликта с противоречиями, то классификации конфликтов должна предшествовать классификация противоречий. Следует отметить, что существуют не противоречия и конфликты сами по себе, а вещи и субъекты, обладающие противоречиями и конфликтами. Это уточнение привязывает противоречия и конфликты к тем вещам и субъектам, которые являются их носителями. Например, чеченский конфликт возник в Российской Федерации между Москвой и Грозным и трагически сказался не только на многих людях, но и на состоянии жизни всей России и Чечни. Это конфликт между чеченскими боевиками (и международными террористами) и российскими военными и т.п.
Рис. 3.5. Общая типология противоречий
1. Внутренними являются противоречия между противоположными сторонами и тенденциями развития одного явления; внешними – противоречия между противоположными сторонами и тенденциями развития разных явлений. Примеры внутренних противоречий: взаимодействие электрона и позитрона в атоме, процессы ассимиляции и диссимиляции в живом организме, классовая борьба в постсоветской России, идеология либерализма и социализма в духовной жизни России. Внутренние противоречия играют необходимую роль в развитии всех явлений. Внешние противоречия играют случайную роль в развитии всех явлений. Как правило, они проявляются в жизни явления через внутренние противоречия, способствуя прогрессу или деградации явления атома, живого организма, страны, культуры. 2. Основные противоречия определяют состояние и развитие существенных свойств явления и сохраняются на всем протяжении его существования; неосновные – определяют состояние и развитие отдельных несущественных сторон данного явления и действуют на определенном этапе его существования. Например, основными являются противоречия между электроном и позитроном в атоме, ассимиляцией и диссимиляцией в живом организме, классовая борьба в антагонистическом обществе, неосновные – противоречия между электроном и магнетизмом Земли, между белками и углеводами в процессе пищеварения для живого организма, между неосновными классами общества, например, между крестьянами и рабочими при советской власти. 3. Главными называются противоречия, которые определяют развитие данного явления на определенном этапе его существования. По отношению к нему все остальные противоречия – внутренние и внешние, основные и неосновные – рассматриваются как неглавные. Например, главным противоречием для России является противоречие с Чечней. Все остальные противоречия по отношению к этому превратились в неглавные. 4. Антагонистическими являются противоречия между социальными общностями (классами, стратами, нациями), социальными институтами (семьями, системами образования и т.п.), социальными организациями (армией, наукой, церковью и т.п.), интересы которых непримиримы. Неантагонистическими являются противоречия между социальными общностями, социальными институтами, социальными организациями, интересы которых примиримы. Эти противоречия характеризуют только противоречия социальные и духовные, не относясь к противоречиям природным. Тем самым они носят сознательный характер. Например, антагонистическими были противоречия между российской буржуазией и пролетариатом, а также между государством и преступностью, населением и наркомафией и т.п. Неантагонистическими оказались противоречия между западноевропейской буржуазией и пролетариатом, а также между родителями и детьми, преподавателями и студентами и т.п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая типология противоречий» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»