ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ
Молодежное законодательство — это система определенных законодательных актов, положений, норм, которые регулируют те отношения, участником которых является молодежь. Это может быть конституционное законодательство, общее молодежное или отраслевое законодательство, регулирующее отношения молодежи с другими субъектами права. Права и обязанности украинской молодежи закреплены во многих законодательных актах, принятых в различное время. Но прежде всего их надо начинать анализировать с Основного Закона — Конституции Украины, где закреплены основные права и обязанности граждан Украины, в том числе и таких социальных групп, как дети и молодежь, хотя само слово "молодежь" в Конституции, если быть точными, отсутствует. Понятно, однако, что там, где речь идет о правах всех граждан, подразумеваются и права молодежи. Непосредственно молодежи касается Закон Украины "О гражданстве Украины", принятый 8 октября 1991 г., в котором оговорены все положения, касающиеся гражданства Украины вообще, порядка его приобретения, сохранения и т. п. [2, 68—70]. Статус, права и обязанности молодежи в обществе, их гарантии представляется возможным рассмотреть посредством их разграничения по отдельным сферам жизнедеятельности молодежи или сферам функционирования общества: а) семья (усыновление, опека, забота); б) охрана здоровья; в) культура, физическая культура и спорт; г) труд; ,, , ^ д) жилищные права и др. Права и обязанности молодежи закреплены также в семейном праве, состоящем из ряда специфических законов и значительного числа специальных норм. В систему семейного права входят следующие институты: брак (порядок его регистрации и прекращения), правоотношения (правоотношение семьи, правоотношения детей и родителей), усыновление, опека и попечительство, регистрация актов гражданского состояния [14, 271]. Кодекс о браке и семье Украины был принят еще в 1970 г. и с незначительными изменениями и дополнениями действует практически до сегодняшнего дня. Согласно Кодексу, "семья находится под защитой государства". Именно оно регулирует брачные и семейные отношения, заботится о защите матери и ребенка, создает необходимые возможные (в силу социально-экономического развития общества) условия для рождения, содержания и воспитания будущих граждан. Особой защитой государства в Украине, как и во многих других странах, пользуются дети, лишенные по тем или иным причинам необходимой отеческой заботы. Так, в 1994 г. Кабинет Министров Украины специальным решением утвердил Положение о детском доме семейного типа. Это отдельная семья, которая создана по желанию семьи или отдельного лица, состоящего в браке, которая берет ча воспитание и совместное проживание не менее 5 детей-сирот и детей, лишенных отеческой заботы [7, 127— 134]. Кроме детских домов семейного типа в Украине функционируют и так называемые приемные семьи, задача которых — воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Приемной называют семью, которая добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных отеческой заботы, от 1 до 4 детей на воспитание и для совместного проживания... Дети воспитываются в приемной семье до 18 лет, а в случае учебы в высшем учебном заведении — до его окончания [7, 151]. Существенное значение имеет то обстоятельство, что финансирование приемных семей согласно положению о них, утвержденному Кабинетом Министров Украины, осуществляется из местных бюджетов. Ежемесячно им выделяются средства на питание приемных детей, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, медикаментами и т. п. Выделяются также средства на оплату коммунальных услуг по нормам и тарифам, которые действуют в данной местности, пропорционально количеству приемных детей. С 1998 г. в Украине ведется активная работа по созданию института приемной семьи как новой формы содержания и воспитания детей-сирот. Специальным положением Кабинета Министров Украины от 2 марта 1998 г. (№ 241) в Запорожской области был начат эксперимент по созданию приемных семей, который дал положительные результаты [15, 119]. Центральным законом, в котором сконцентрированы и закреплены основные права, обязанности, льготы, социальная защита молодежи, является Закон Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине", принятый Верховной Радой Украины 5 февраля 1993 г. Впервые в украинском законодательстве в этом документе были даны определения таких терминов, как "молодежь", "молодые граждане", "несовершеннолетние", "первое рабочее место", "молодая семья", "социальные службы для молодежи" [3, 170]. Среди важнейших прав молодежи, получивших законодательное закрепление, прежде всего нужно назвать права на образование, труд, культурное и физическое развитие, на жилье, объединение в общественные организации. Право граждан Украины на образование провозглашено и закреплено Конституцией Украины (ст. 53). "Государство, — записано в ней, — обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения, предоставления государственных стипендий и льгот учащимся и студентам". Кроме того, в Украине полное общее среднее образование является обязательным. Гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, гарантируется право обучения на родном языке или его изучения в учебных заведениях, а также через национальные культурные общества [1, 53]. Для введения Закона Украины "Об образовании" в действие Кабинет Министров Украины в 1996 г. принял ряд специальных постановлений, которыми определил порядок трудоустройства выпускников, и утвердил соответствующие положения о трудоустройстве молодых специалистов. Этими постановлениями обусловлены определенные социальные компенсации выпускникам (30-дневный отпуск, льготы при трудоустройстве с помощью государственной службы занятости, помощь в получении жилья) [9, 144— 164]. Основные нормативные документы, реализующие государственные гарантии на получение образования, защищающие права студенчества, полно и обстоятельно изложены в специальном сборнике "Як здобути осв!ту: права та гарант!|" [16, 247—253]. Однако в нынешних социально-экономических условиях Украины эти обязательства по отношению к выпускнику учебного заведения со стороны государства практически не соблюдаются. Общее право молодежи (и других граждан Украины) на труд закреплено в Конституции Украины (ст. 43). Оно вполне отвечает международным стандартам в частях свободного выбора трудовой деятельности, создания государством условий для труда граждан, запрещения принудительного труда, особенностей труда женщин и несовершеннолетних и т. п. Особенности труда молодежи закреплены в Кодексе законов о труде. Важно, что этим документом в целом упорядочены труд несовершеннолетних, их права и льготы, обязанности тех, кто обеспечивает труд молодых людей в возрасте до 18 лет, кто обязан следить за сохранением здоровья юношей и девушек. Статья 197 упомянутого Кодекса указывает на гарантии первого рабочего места для молодых людей, а ст. 201—205 устанавливают льготы для тех, кто совмещает работу с учебой [10, 103]. Кроме Кодекса законов о труде вопросы занятости, труда молодежи, поддержки ее предпринимательской инициативы детально раскрывают ст. 7, 8 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г. Наиболее принципиальными являются следующие закрепленные в Законе положения относительно труда молодежи: • гарантии для молодежи равных с другими гражданами прав на труд в соответствии с полученными образованием и профессией; • гарантии предоставления трудоспособной молодежи первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания или приостановления учебы в средних общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, завершения профессиональной подготовки и переподготовки, а также по окончании военной службы, в том числе и альтернативной (невоенной). В соответствии с данным Законом государство способствует созданию специализированных центров для реализации программ профессионального обучения, подготовки, совершенствования профессионального мастерства молодежи, в том числе и молодых инвалидов. Непосредственную помощь молодежи в трудоустройстве призваны оказывать службы занятости. В них молодежь может получить необходимую бесплатную информацию и профессиональную консультацию о наличии рабочих вакансий, а также возможностях профессиональной подготовки, а при необходимости — и переподготовки. Закон обязывает местные органы исполнительной власти устанавливать в соответствии с Законом Украины "О занятости населения" от 1 марта 1991 г. квоту рабочих мест. Если соответствующие предприятия, организации, учреждения по тем или иным причинам отказывают молодым людям в трудоустройстве в пределах установленной квоты рабочих мест, они уплачивают штраф в размере средней годовой зарплаты за каждый такой отказ. Характерно, что полученные таким образом средства направляются в Государственный фонд содействия занятости населения и затем используются для финансирования затрат на создание дополнительных рабочих мест для молодежи, ее профессиональную подготовку, повышение квалификации. Кроме государственной службы занятости, консультационную и практическую помощь молодежи в трудоустройстве оказывают от- делы и управления по делам семьи и молодежи местных областных, городских и районных администраций, центры социальных служб для молодежи, различные общественные молодежные агентства и т. п. Согласно упомянутому Закону государство гарантирует предоставление работы по специальности на срок не менее трех лет тем молодым специалистам-выпускникам государственных высших учебных заведений и профессионально-технических училищ, потребность в которых предварительно была заявлена предприятиями, организациями, учреждениями [10, 38—39]. Уместно, однако, отметить, что предоставленные молодежи государственные гарантии относительно трудоустройства и занятости в Украине, к сожалению, обеспечиваются неудовлетворительно. Так, не соблюдаются положения относительно гарантированного юношам и девушкам права первого рабочего места, серьезные недостатки есть в соблюдении квоты рабочих мест, мало возможностей имеют молодые люди для переквалификации, переобучения при содействии государственных служб занятости. Что касается предпринимательской деятельности молодежи, то государство, в частности, разрешило местным Советам народных депутатов установить льготную плату за регистрацию предприятий, созданных молодыми гражданами и молодежными общественными организациями [3, 174]. Особенности культурного и физического развития молодежи в Украине определены Законами Украины "Основы законодательства Украины о культуре" от 14 февраля 1992 г. и "О физической культуре и спорте" от 24 декабря 1993 г. Кроме того, существенное значение имели Указ Президента Украины от 22 июня 1994 г. "О государственной поддержке развития физической культуры и спорта в Украине", утвержденная Указом Президента Украины от 22 июня 1994 г. "Государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине" и другие документы государственного значения. Граждане Украины в сфере культуры имеют следующие права: • на свободу творчества; • на свободный выбор любого вида культурной деятельности, способов и сфер применения творческих способностей и самостоятельное определение судьбы своих произведений; • на осуществление профессиональной и творческой деятельности на индивидуальной или коллективной основе, самостоятельно или с помощью каких-либо форм посредничества; • на создание учреждений, предприятий и организаций культуры; • на объединение в творческие союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации, другие общественные объединения, которые действуют в сфере культуры; • на сохранение и развитие национально-культурной самобытности, народных традиций и обычаев; • на доступ к культурным ценностям; • на защиту интеллектуальной собственности, приобретение специального образования [7, 400}. Непреходящее значение для всестороннего развития молодежи имеют физическая культура и спорт как средство физического возмужания и всестороннего духовно-нравственного развития. В Законе Украины "О физической культуре и спорте" от 24 декабря 1993 г. отмечается, что "граждане имеют право заниматься физической культурой и спортом независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, вероисповедания, рода и характера занятий, места проживания и других обстоятельств" [7, 400}. При всей государственной заботе о развитии физической культуры и спорта следует все же признать, что далеко не все проблемы здесь решены. Сокращается количество молодых людей, которые занимаются физической культурой, уменьшается количество физкультурно-спортивных объектов, предприятий, учреждений и организаций, где созданы условия и должным образом ведется физкультурно-массо-вая работа, сокращается инфраструктура, работающая на физическую культуру, спорт и оздоровление м.олодежи [13, 59—68}. Конституционное право граждан "несвободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов"^, 11} по отношению к молодежи реализуется прежде всего посредством введенного в действие Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях" от 1 декабря 1998 г., об особенностях которого шла речь в специальной лекции о проблемах молодежного движения в Украине. Многие молодые люди в разных странах имеют непосредственное отношение к военной службе. В Украине существует военная и невоенная (альтернативная) служба. Первая определяется Законом Украины "Об общей воинской обязанности и воинской службе" от 25 марта 1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в 1992, 1993, 1999 г. В ст. 2 Закона военная служба закреплена как почетная обязанность каждого гражданина Украины, особенный вид государственной службы, связанный с выполнением гражданином Украины общей воинской обязанности и службы на конкурсно-контрактной основе в Вооруженных силах Украины и других войсках, созданных в соответствии с законодательством Украины [6, 153]. Данный Закон содержит также ст. 3 "Альтернативная (невоенная) служба". Это служба, которая была введена вместо военной "при наличии истинных религиозных убеждений граждан Украины, принадлежащих к действующим согласно законодательству религиозным организациям, учения которых не допускают пользования оружием и службы в вооруженных силах" [6, 154}. Учитывая принципиальное значение именно альтернативной (невоенной) службы, еще в 1991 г. Верховная Рада Украины приняла специальный Закон Украины "Об альтернативной (невоенной) службе", в котором детализированы права молодых людей на прохождение такой службы, порядок ее прохождения, прекращения и т. п. [б, 187-192]. В феврале 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины "Об альтернативной (невоенной) службе"». Закон внес принципиальное дополнение прежде всего в положение о том, кто имеет право на альтернативную (невоенную) службу, а кто не подлежит направлению на ее прохождение. Ст. 5 этого Закона гласит: "Альтернативную службу граждане проходят на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в государственной или коммунальной собственности, деятельность которых связана с социальной защитой населения, здравоохранением, защитой окружающей среды, строительством, жилищно-коммуналь-ным и сельским хозяйством" [5]. Перечень предприятий, учреждений, организаций, на которых граждане могут проходить альтернативную службу, разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров Украины. В Законе также более детально проработан порядок направления на альтернативную службу, ее прохождения, прекращения и др. За последнее время в Украине был разработан проект Закона Украины "О социальной работе с детьми и молодежью", ведется работа над новой редакцией Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми", разрабатывается проект Декларации "06 основных началах государственной политики по отношению к семье и женщинам". Значительную работу по разработке и совершенствованию нормативной базы, касающейся молодежи, молодых семей, молодежной политики, провело в последние годы Министерство Украины по делам семьи и молодежи. Только за последние годы им были разработаны и утверждены положения, касающиеся порядка и условий предоставления одноразовой материальной помощи отдельным категориям детей, молодежи, женщин, семей; порядка финансирования программ центров социальных служб для молодежи; перечня платных услуг, предоставляемых центрами социальных служб для молодежи; положения о "телефоне доверия", экспериментальной площадке и др. [13, 117]. По инициативе Министерства по делам семьи и молодежи в 1997 — 1998 гг. Кабинет Министров Украины принял решение "О дополнительных мерах по реализации молодежной жилищной политики", утвердив этим решением положение "О порядке предоставления льготного долгосрочного государственного кредита молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья" [16, 247-253]. При наличии так называемых молодежных законов в Украине сегодня права, свободы, обязанности молодежи наиболее полно охвачены, определены и закреплены именно отраслевым законодательством (административным, финансовым, трудовым, жилищным, гражданским, хозяйственным, социальным, культурным, экологическим правом). Существующее законодательство, однако, еще далеко не совершенно, принципы его формирования до конца не отработаны. Основными недостатками молодежного законодательства в Украине, на наш взгляд, являются: а) декларативный характер, достаточно символичное провозглашение без наличия действенного механизма реализации прав молодежи на образование, труд, жилье, охрану здоровья, пользование достижениями науки и культуры, социальную защиту. Сегодня ведется большая работа по обновлению этих законодательных актов, разработке новых взамен устаревших; 6) некоторое ограничение прав и свобод молодежи в политической сфере. В результате достаточно бурных процессов установления государственной независимости Украины сложилась ситуация, когда молодежь во многом была вытеснена из сферы политической жизни и политических отношений. Например, пассивное избирательное право (право быть избранным народным депутатом Украины) сегодня имеют граждане, которым исполнилось 25 лет, тогда как раньше — граждане, достигшие 21 года; раньше политическими считались и молодежные организации (ВЛКСМ, ЛКСМУ), а теперь — только политические партии; в) отсутствие правовых актов, стимулирующих деятельность молодежи прежде всего в экономической сфере. Крайне необходима подготовка закона о поддержке предпринимательской деятельности молодежи, частного молодежного бизнеса. Есть и другие проблемы формирования в Украине молодежного законодательства. Так, ощущается отсутствие правовых актов, касающихся деятельности молодежи в экономической сфере. Считается крайне необходимым принятие законодательных актов, которые стимулировали бы занятие молодежи предпринимательской, экономической деятельностью, бизнесом. Необходимо также совершенствование законодательства Украины в части не только расширения прав, но и повышения ответственности молодежи. В целом же основным направлением развития и совершенствования государственной молодежной политики в Украине, укрепления правовых основ ее реализации должно стать создание в течение определенного времени целостной системы молодежного законодательства и права, которая способствовала бы более эффективной социализации молодежи. Рассматривая проблему дальнейшей разработки ювенального законодательства, нужно учитывать, что оно может успешно функционировать лишь в том случае, если будет органической частью общего гражданского законодательства, теснейшим образом связано с ним. При формировании молодежного законодательства важно точно определить ту "нишу", которую оно занимает и должно занимать в общем законодательстве государства. Молодежное законодательство может существовать в основном в двух различных моделях: а) как определенная система законов, охватывающих все формы жизнедеятельности личности молодого человека; б) как отдельные "молодежные" статьи в законодательных актах данного государства, обеспечивающие жизнедеятельность молодежи как специфической социально-демографической группы. 1. Политика государства по отношению к молодежи концептуально и в плане ее практического осуществления должна строиться на следующих основных положениях: а) необходимо максимально учитывать возрастные особенности, препятствующие реальному использованию молодежью установленных прав наравне с другими гражданами в обществе. Как субъект права молодежь находится в поле распространения на нее полного объема потенциальных всеобщих прав и с этой точки зрения не является особой категорией граждан. Тем не менее, в силу возрастных, физиологических и психических особенностей реализация молодым человеком общеустановленного в стране права может быть существенно затруднена. Учитывая это обстоятельство, государство должно стремиться к созданию такого организационно-правового механизма реализации каждого общеустановленного права, который позволил бы преодолеть обусловленные возрастом недостатки правового статуса молодежи. Тогда особенности молодых людей в целом будут максимально учтены в законодательном плане; б) учитывая интересы общества по вовлечению молодежи в сферы деятельности, испытывающие дефицит трудовых ресурсов, необходимо создавать систему пропорциональной занятости, которая обеспечивала бы работой все молодое поколение. При этом право, предполагающее самоорганизацию индивида, исключает какое-либо принуждение в ситуации выбора им профессии или рода занятий; в) необходимо законодательно обеспечить дополнительную защиту здоровья, нравственности и жизненного уровня молодежи, учитывая особенности развития и социального становления этой категории населения. 2. Важнейшими принципами формирования молодежного законодательства в разных странах, в том числе и в Украине, являются: а) закрепление взаимодействия молодежи, отдельных ее социальных групп и общества, государства на основе равенства, партнерства и делового сотрудничества. Обеспечение этих принципов определяет степень совершенства законодательства, его способность защитить молодых граждан, обеспечить их жизнедеятельность, самореализацию; б) создание определенных условий, при которых молодежь не просто является потребителем всего, что может дать ей общество, государ- ство (образование, культуру, духовность, отдых, оздоровление и т. п.), но и способна превратиться в субъект всех социально-экономических и духовных процессов, происходящих в данном обществе. Речь идет об инициативной, активной деятельности самого молодого человека как субъекта всех социально-экономических, политических и духовных процессов в данном обществе; в) обеспечение саморазвития, самоусовершенствования и самореализации молодежи не за счет других социальных групп в обществе, а посредством активной деятельности самих юношей и девушек. 3. Система законодательства по отношению к молодежи, с одной стороны, должна учитывать все главные отправные моменты политики государства по отношению к молодежи, а с другой — находиться в соответствии с внутренней логикой и принципами правовой деятельности в данном государстве вообще. Нельзя развивать молодежное законодательство вне контекста общего законодательства в государстве. Наиболее общие требования к законодательству в сфере непосредственных интересов и проблем молодежи можно изложить в виде соответствия их иерархического порядка следующим необходимым правовым гарантиям: • предоставлять молодым гражданам возможности выбора, учитывающие их специфические интересы и возрастные психофизиологические особенности; • не содержать специальных запретов для молодежи, предоставляя ей максимум инициативы и возможностей для творчества; • устанавливать дополнительные возможности в рамках существующего для всех иных граждан правового режима; • ставить осуществление выбора молодыми людьми в зависимость от их волеизъявления (в случае несовершеннолетия молодых граждан — волеизъявления их законных представителей), а не от организационных структур, обеспечивающих это право для молодежи; • законодательно обеспечивать особые меры защиты здоровья, нравственности, жизненного уровня молодых людей, учитывая психологические и возрастные особенности молодежи; • более четко определять и законодательно закреплять возрастные пределы отдельных категорий молодежи и связывать с ними правовой статус этих категорий. 4. Молодежное законодательство в большинстве стран строится с учетом объективной необходимости: а) оказания всесторонней помощи и поддержки государством тех молодых людей, которые способны к самореализации своих потенций, способностей, задатков; б) правовой и социальной защиты тех юношей и девушек, которые не способны сами решить свои жизненные проблемы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ» з дисципліни «Соціологія молоді»