ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
Трудно найти человека, у которого все есть, который ни в чем не нуждается для своей жизнедеятельности. В наиболее общей трактовке "потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" [9, 499]. Различают потребности биологические (материальные) и духовные, потребности субъектов (личностей) и социальных групп. И те и другие как степень, возможность их удовлетворения, в первую очередь, зависят от уровня развития конкретного общества. У человека всегда есть элементарные, так называемые витальные потребности, обеспечивающие его простое физическое существование. Если они не удовлетворяются, человек умирает. Полное отсутствие потребностей в идеале невозможно. Удовлетворяя одни потребности, человек ощущает необходимость во все новых и новых. Между социальными и биологическими можно еще выделить промежуточные потребности — социально-биологические. К ним можно отнести, например, потребность в лидерстве, лидерских функциях, а также потребность в обеспечении собственной безопасности, в групповой принадлежности, организации коллективной жизни и др. По сути, человек подчиняется естественным и социально-биологическим потребностям бессознательно, непроизвольно, на уровне иррационального поведения. Если биологические (естественные) потребности являются не чем иным, как потребностями самосохранения (в пище, одежде, жилье, отдыхе, сне, продлении рода, заботе о потомстве), то социальные определяют высшие цели жизнедеятельности. Их представляют основные ценности (абстрактные идеи) — Истина, Вера, Красота, Судьба, Добро, Благо, Справедливость, Изобилие. По мнению М. Вебера и П. Сорокина, деятельность каждого социума направляется именно основными ценностями, разрушение которых приводит либо к трансформации социума, либо вообще к его краху, разрушению. Проблемы сущности, особенностей проявления, взаимосвязи духовных и биологических потребностей предметно рассмотрены украинским ученым Г. В. Щёкиным, в том числе в монографии "Система социологического знания" [11]. Можно вести речь об экономических потребностях как потребностях всего общества. Осознанные человеком, группой людей, классами потребности представляют собой их интересы. Поэтому потребности — не что иное, как побудительные мотивы к определенным поступкам, деятельности в целях удовлетворения насущных потребностей и, таким образом, путь к устранению некоего дискомфортного состояния: "Я этого хочу, желаю, но пока этого не имею, не достиг, не сделал" и т. п. Удовлетворение потребностей возможно только в процессе тесной взаимосвязи человека (субъекта) с внешней средой в результате определенной его деятельности. Потребности динамичны; они изменяются, усложняются. Их развитие базируется на ранее удовлетворенных потребностях, а новые появляются и удовлетворяются в процессе включения человека в более сложные сферы деятельности. Потребности выстраиваются в логичной иерархической последовательности и взаимосвязи таким образом: 1) витальные потребности — первичные, обеспечивающие прежде всего биологическое, физическое существование человека; 2) социальные потребности — не только биологического, физического свойства, но и духовные, связанные с образованием, интеллектуальным развитием, способствующие развитию (в процессе их удовлетворения) самого общества. Высшей формой социальных потребностей являются те, которые связаны с потребностями в самореализации, самоутверждении, совершенствовании личности. Последние невозможны без элементов творчества в деятельности человека. Каждый человек включен (притом в разной степени) в соответствующую систему отношений. Разную по специфике, сложности, наличию в ней субъектов. На этом основании используются и различные системы классификации потребностей. Выделяют, в частности, потребности: • по сферам деятельности людей (трудовые, потребности познания, общения, рекреации); • по объекту самих потребностей (материальные и духовные, эстетические и этические); • по функциональной роли потребностей (самосохранения человека и обеспечивающие его развитие; первостепенные и второстепенные; периферические и центральные; устойчивые и ситуативные, или менее долговременные); • по субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные). Советская наука за несколько лет до распада СССР интенсивно искала выгодные оправдания низкого уровня удовлетворения потребностей граждан. Такую ситуацию характеризовали как противоречие между возрастающими потребностями общества и сложившимся уровнем производства. "Серьезные противоречия в социальной и экономической жизни, — писали в 1989 г. авторы фундаментальной монографии "Очерк теории социализма", — порождаются неравномерным развитием разных отраслей народного хозяйства, недостаточной ориентацией производства на удовлетворение и развитие потребностей трудящихся, отставанием всей совокупности инфраструктуры в экономике". И далее, вместо того, чтобы признать нежизнеспособность планово-распределительной социалистической экономики, продолжали утверждать, что "все противоречия социально-экономического порядка так или иначе преломляются в противоречии общественных и личных интересов" [3, 145]. Избегая объективно рассматривать суть и особенности потребностей граждан как действительно реальных побудительных стимулов их к учебе, труду и т. п., в 50—80 годах была запущена в ход концепция так называемых "разумных и неразумных потребностей". К первым относили те, которые "побуждают человека к активной жизнедеятельности, способствуют его физическому и духовному совершенствованию", а ко вторым — являющиеся ложными, мнимыми, "удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности" [2, 297—298]. Какие потребности относятся к неразумным, ложным, фактически ни один словарь того времени не уточнял, переходя дальше к критике так называемого буржуазного общества потребления. Вне зависимости от того, в каком обществе живут молодые люди, они имеют некие общие, базовые потребности. Это относится, например, к необходимости приобрести способность к конструктивной деятельности и способность быть творцом собственного развития как индивидуума, который: • автономен — способен сделать выбор и строить свою личную и общественную жизнь (как индивидуума и члена общества); • отзывчив — способен проявлять себя как соучастник в решении проблем других людей, действовать вместе с ними, деля общие заботы; • ответствен — способен принимать и нести ответственность за свои действия, выполнять взятые на себя обязательства, доводить начатое дело до конца; • обязателен — способен при любых обстоятельствах отстаивать свои права в отношении ценностей, целей, убеждений и идеалов, действовать соответственно им, реализуя, таким образом, свой полный потенциал и как индивидуума, и как члена данного общества. Ценностные ориентации молодежи, удовлетворение ею своих потребностей теснейшим образом связаны с жизненными планами юношей и девушек. Такие планы не являются организованными, изначально упорядоченными. С течением времени они меняются, корректируются в зависимости от многих обстоятельств, которые можно назвать жизненным опытом человека. Жизненные планы молодого человека обусловлены отражением в его сознании конкретного общественного бытия на основании приобретенного жизненного опыта. Поэтому попытки спрогнозиро-вать, а тем более спланировать жизненный путь человека в соответствии с какими бы то ни было теоретическими и идеологическими постулатами и концепциями, как это пытались делать в годы социализма во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, тщетны. Понять сущность и особенности жизненных планов молодежи можно лишь учитывая конкретно-исторические условия, в которых находится человек, не отрицая при этом, не отбрасывая наличия определенных родовых признаков, влияния прошлого опыта. Иными словами, личность молодого человека нельзя воспринимать как некую вневременную абстракцию. Жизненные планы связаны со стремлением человека занять определенное социальное положение в обществе, позволяющее ему удовлетворить потребности, самореализоваться. Социальное положение, в свою очередь, решающим образом обусловливает образ жизни человека, его поведение, действия и поступки. Следовательно, жизненные планы молодежи определяют ее поведенческие ориентации. Жизнь человека событийно; значит, и его жизненные планы сопряжены с некими событиями как важными и существенными вехами, такими как окончание учебы, выбор профессии, поступление в учебное заведение высшего ранга, занятие некой должности, получение определенного общественного признания, вступление в брак, получение квартиры, рождение детей, защита диссертаций и многое другое. Такие события происходят в жизни каждого человека в сфере труда, семейно-бытовых отношений, общественно-политической деятельности, досуга, духовной жизни и т. п. Интересную попытку составить структуру жизненных планов молодежи на основе событий, которые юноши и девушки признают для себя наиболее важными, еще в 1988 г. предпринял известный украинский ученый, социолог и демограф Е. И. Головаха по результатам опроса 120 учащихся 8—10-х классов общеобразовательных школ. Школьники, как и предполагалось, в основном называли важнейшими в своей жизни такие события своего жизненного определения, как получение образования, овладение профессией, создание семьи [1, 62-64]. Приведенные данные о жизненных ценностях и жизненных планах молодых людей за последние десять лет не только практически не изменились, но еще больше актуализировались. Так, по данным исследований, проведенных украинскими учеными в 1997—1998 гг., на первое место среди жизненных ценностей молодые люди ставят семью и своих родственников (85% опрошенных). И это не удивительно, ибо потребность иметь рядом не только близкого, но дорогого, любимого человека, родить и воспитывать вместе с ним детей всегда одинаково ценно, какой бы трудной и сложной ни была сама по себе жизнь. Высокий рейтинг среди других жизненных ценностей имеет работа. Это отметили также 85% из числа опрошенных При этом 76% указали на потребность не просто в работе, а именно в работе гарантированной и интересной, такой, на которой можно чего-то реально достичь. На третье место в рейтинге ценностей молодежь в последние годы чаще всего выводит общение [6, 78—79]. Таким образом, лишь иногда меняясь местами, первые позиции среди ценностей, жизненных ориентации, жизненных планов молодежи занимают семья (ближайшее окружение), труд и общение. Нечто подобное десять лет тому назад было характерно для молодежи не только в Украине, но и в других республиках бывшего СССР. Так, по данным, полученным молдавским исследователем С. Э. Парилисом, среди семи групп жизненных событий (общественно-политические, служебно-производственные, брачно-семейные, связанные с получением образования, с процессами самопознания, самоутверждения, изменением психического и физического состояния, с социальными перемещениями, с рождением и воспитанием детей) на первые позиции вышли события брачно-семейные — 24%, в сфере образования — 16, в сфере труда — 10% [4, 40]. При этом весьма характерно, что в рейтинге ценностей молодежь на самое последнее место поставила политику. Это одно из свидетельств определенного ограничения мировоззренческого горизонта юношей и девушек локальным жизненным миром. И ценности общения молодежи также локализуются и замыкаются в границах ближайшего окружения — семьи, друзей, знакомых. Если специально вести речь о политике как ценности молодежи, то уместно указать на то обстоятельство, что молодежь в этом плане весьма прагматична' политика рассматривается ею в первую очередь как средство завоевания авторитета, лидерства. Это одна из наиболее эгоцентричных ориентации молодых людей, и она вовсе не случайна. Как бы ни были прагматичны или вообще равнодушны в своем отношении к политике молодые люди, этот прагматизм соотносится с тем, что украинская молодежь ощутимое предпочтение отдает активной жизненной позиции в форме надежд на самих себя (по данным, полученным ростовскими и белорусскими исследователями). Так, 76% молодых респондентов в ходе опроса отметили, что в своей жизни они больше всего полагаются на собственные знания, способности и силы. Однако многие молодью все же ожидают определенной помощи в устройстве собственной жизни от семьи 49% — от родительской, 27% — от своей собственной, 21% — от друзей и знакомых, и лишь 5% — от государства [6, 81]. Современная молодежь считает также, что судьбу человека в целом определяет он сам, а не некие внешние обстоятельства. В такой ситуации государство (органы власти) обязано прежде всего максимально поддерживать и стимулировать инициативу, самостоятельность молодежи, не забывая, что в течение ряда десятилетий в СССР, в его союзных республиках имела место так называемая патерналистская политика по отношению к молодежи, политика "отеческой заботы партии о молодежи", духовные и нравственные последствия которой — целое поколение людей, ожидающих помощи от государства. Среди других социальных институтов своим авторитетом у молодежи выделяется церковь, однако более трети опрашиваемых молодых людей, отдавая ей дань общего уважения, заявляют, что они не исповедуют никакой религии, 48% молодых украинцев, по их личному признанию, исповедуют православие, 12% — католичество [6, 82]. Значительное количество молодых людей не столько регулярно и осознанно посещают храмы, сколько принимают участие (чаще всего в виде пассивных зрителей) в религиозных обрядах (венчании, крещении, похоронах, различных праздниках — Спаса, Купалы, Троицы, Пасхи и т. п.). Другое дело — стремление каждого второго из опрошенных молодых людей в Украине передать осознание ценности религии и веры будущим поколениям 60% из опрошенных юношей и девушек считают необходимым или, во всяком случае, полезным воспитание у детей религиозности [10, 107—109]. Не менее, нежели проблемы религии и церкви, молодежь, как свидетельствуют исследования, интересуют этнические вопросы. Этнокультурный аспект довольно тесно переплетается с религиозным, и, таким образом, религиозность является важным показателем ориентации на традицию. Среди опрашиваемых более половины (52%) отвечают, что их беспокоят проблемы национальной культуры и 47% — проблемы межнациональных отношений [10, 83-85]. > Среди многих ценностей современной украинской молодежи как важнейшее средство национальной самоидентификаци следует выделить родной язык. Его называют одним из наиболее значимых и заметных признаков этничности, своеобразным общим аналогом этнического явления. Так, украинский язык своим родным называют 68% юношей и девушек украинской национальности, 5% русских и 7% опрошенных других национальностей. В то же время русский язык назвали своим родным треть молодых украинцев: 95% русских и 76% представителей других национальностей. В целом в среде молодежи Украины идет процесс определенного и достаточно ощутимого снижения уровня восприятия имеющихся культурных различий разных народов и национальностей. Более того, в последнее десятилетие четко обозначились интерес и симпагии к другим культурам: к славянской — 59%, западноевропейской — 17, американской — 14, восточной — 7%.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ» з дисципліни «Соціологія молоді»