ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія молоді

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Важнейшей задачей школы, а также учебных заведений более высокого уровня и статуса является не столько обучение, сколько формирование творческой, деятельной личности, способной к самосовершенствованию и самореализации. Такая личность формируется в ходе обучения и воспитания.
Если вести речь о двуедином процессе социализации личности — образовании и воспитании, — то наибольшее значение всегда имело и имеет именно образование. Для того чтобы воспитывать, надо сначала знать, как это делается и что нужно делать. Будучи продуктом духовного развития человеческого сообщества, знание является основой воспитательного процесса. Однако нельзя приуменьшать и роли воспитания. Другое дело, что в советский период нашей отечественной истории именно воспитание гипертрофировалось, возводилось и ставилось выше образования, а то и противопоставлялось ему.
То, что образование — первое и непременное условие социализации личности, бесспорно. Однако ни с окончанием юности, ни с
приобретением образования процесс социализации не завершается. Дальнейшая профессиональная, трудовая жизнь человека в большей и/1и меньшей степени связана с образованием, повышением квалификации. В более зрелом возрасте "личность, — пишет Г. А. Андреева, — не только удваивает социальный опыт, но и воспроизводит его" [1, 345].
В упрощенном виде социализация является процессом усвоения индивидом определенного социального опыта, постепенного включения его в систему общественных и межличностных отношений, самостоятельного воспроизводства индивидом этих отношений.
Нельзя путать или отождествлять понятия "воспитание" и "социализация". Воспитание предполагает воздействие на молодого гражданина других людей, учителей, воспитателей, среды, социальных институтов образования, культуры и т. п. Социализация же является процессом избирательного усвоения неких ценностей, идентификации личности с ними, выработки социальных целей жизни, деятельности, поступков.
Особенность воспитания состоит прежде всего в том, что оно может осуществляться лишь при наличии определенных идеалов.
В самом широком смысле воспитание — это процесс постоянного развития способностей личности как индивидуума и члена общества.
Существует более широкое определение: "Воспитание — это процесс, длящийся всю жизнь, который благоприятствует постоянному развитию способностей человека и как личности, и как члена общества".
Основная цель воспитания — создание условий для полного развития и самореализации автономной, отзывчивой, ответственной и обязательной в своих действиях и поступках личности.
Процесс воспитания обеспечивается в результате взаимодействия трех основных направлений:
• формального (школа);
• неформального (семья, группы сверстников, различные источники и средства информации);
• внеформального (молодежные объединения и организации, Движения, молодежные клубы, центры и т. п.).
Кратко опишем особенности этих направлений.
Формальное, или академическое воспитание — это определенным образом структурированная иерархически, выстроенная во
времени воспитательная система от дошкольного учреждения до университета или академии. Решающее значение в этом направлении имеет школа, закладывающая основы ценностных, духовных ориентации, формирующая интересы и потребности.
Школа, с одной стороны, рассматривается социологами и педагогами как единственно сущностная часть воспитания вообще, а с другой, именно это направление воспитания ныне подвержено серьезнейшим деформациям. Ряд ученых в Украине и России справедливо отмечают, что трудности функционирования системы воспитания в современной школе обусловлены, в частности, ее политизированностью. Это не просто некие колебания в угоду изменениям социально-политической обстановки. Это и колебания, сиюминутные требования, претензии политических сил, движений и даже отдельных политиков.
Неформальное воспитание — сложный и динамичный процесс, в ходе которого человек как индивидуум на протяжении всей своей жизни приобретает все новые и новые навыки поведения, ценности и знания. Источником такого воспитания является повседневная жизнь — общение с другими людьми в семье, со сверстниками, окружением. Нетрудно догадаться, что неформальное воспитание осуществляется не только в молодости, но и в зрелом возрасте.
Неформальное воспитание также претерпело на сегодняшний день существенные изменения. Намного уменьшилось влияние семьи на подростка, так как многим родителям, пытающимся кое-как свести концы с концами в своей семье, нет возможности заниматься воспитанием детей.
Внефориальное воспитание трактуется как организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы (школы, вуза и т. д.), которая направлена на обслуживание идентифицируемого объекта воспитания с идентифицируемыми вспомогательными целями.
Несмотря на призывы (особенно за рубежом) признать универсальную значимость внеформального воспитания как наиболее эффективного для социализации молодежи и подготовки ее к жизни, оно часто недооценивается.
Играя особую роль, каждый из этих трех типов воспитания дополняет другие, а для достижения необходимых результатов нужны все три.
Зарубежные философы, специалисты в области социализации воспитания молодежи по-разному трактуют основы воспитания, т. е. что
должен усвоить и чему должен научиться молодой человек, прежде чем достигнет зрелости. Наиболее интересным и точным, на наш взгляд, является вычленение следующих четырех основ воспитания.
Учиться знать — это значит накапливать побольше знаний, сочетая при этом широкую общую культуру с возможностями углубленной работы в ограниченном числе дисциплин. Не зря говорят, что высокообразованный человек не только знает много, но знает много в очень узком направлении или относительно отдельного явления, предмета. Учиться надо так, чтобы умело пользоваться возможностями, которые предоставляет воспитание в течение всей жизни.
Учиться делать. Необходимо приобрести не только профессиональные навыки, но и широкий диапазон так называемых жизненных навыков. Существенное значение здесь имеют навыки, позволяющие успешно общаться с другими людьми, в группе людей.
Учиться жить вместе. Воспитанный человек умеет понять других людей. Он ощущает и осознает, что живет в условиях взаимозависимости людей, когда возможны несогласия и конфликты, которые надо уметь регулировать. Он умеет уважать мнение других, стремится к взаимопониманию, миру, справедливости.
Учиться быть личностью. Это самая сложная наука, ибо она связана с совершенствованием собственного характера, со способностью действовать автономно, проявляя самостоятельность суждений и высокую личную ответственность за свои действия и поступки. Воспитательное воздействие на молодого человека осуществляют родные, друзья, сверстники, средства информации и т. п. Но решающее значение, пожалуй, имеют выдающиеся предшественники твоего и других народов, учителя и преподаватели, помогающие овладеть знаниями, избранной профессией.
Образование, наука, культура, выражая национальное самосознание украинского народа, базируются на глубоком философском наследии, которое оставили нам наши великие соотечественники Юрий Дрогобыч, Иван Вишенский, Петр Могила, Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Николай Костомаров, Панфил Юркевич, Иван Франко, Тарас Шевченко, Михаил Грушевский и многие другие.
Жизнь, профессиональная деятельность этих велики граждан нашего Отечества являются яркими примерами для подражания, формирования новых и новых поколений украинской нации, нашей национальной элиты.
И в школе, и в техникуме, училище, вузе всегда ценился преподаватель-личность, т. е. специалист, не только досконально знающий свой предмет, но воздействующий на ученика силой своих чувств, обладающий такими ценными качествами, как патриотизм, гражданственность, чувство долга, порядочность, способность к сопереживанию, человеколюбие. Прежде чем полюбить тот или иной предмет, ученик, студент любит, боготворит или просто глубоко уважает учителя, преподавателя, уважает личность. Можно не разделять взгляды своего ученика, но крайне необходимо, уважительно относясь к нему, позволяя выражать собственное мнение, не оставлять его наедине с самим собой и своими взглядами. Хороший учитель, преподаватель в равной степени обязан стать и хорошим воспитателем. В противном случае он будет обеспечивать всего лишь односторонний процесс передачи знаний и не больше.
Данные, полученные Украинским институтом социальных исследований, подтверждают гипотезу о том, что образовательный уровень молодежи существенным образом влияет на уровень ее культурных интересов. Так, на вопрос: "Какое значение в жизни человека имеет, на ваш взгляд, чтение литературы?" процент тех, кто ответил "очень большое" и "достаточно большое", постоянно увеличивается в соответствии с возрастанием образовательного уровня молодых респондентов (от 65% юношей и девушек с незаконченным средним образованием до 78% с высшим). Такая же зависимость просматривается и в распределении ответов на вопрос относительно важности посещения театров, концертов, выставок (соответственно 43 и 56%).
Естественно, что имеет место и противоположная зависимость между образованием и признанием важности менее интеллектуальных проявлений культурной деятельности. Так, посещение танцев отметили как важное для себя 67% молодых респондентов с незаконченным средним образованием и только 44% — с высшим. В целом молодежь, имеющая высшее образование, вдвое активнее посещает учреждения культуры, нежели те, кто имеет, скажем, среднее специальное (соответственно 16 и 9%) [3].
Высшей ступенью развития личности является самовоспитание, самосовершенствование. Если воспитание с точки зрения социологии молодежи является своеобразной, особенной формой социализации личности и предстает как осознанная функция, посредством которой молодой гражданин целенаправленно входит в мир общественных отношений, то самосовершенствование — процесс
волевой деятельности самого человека. Посредством самовоспитания человек не просто становится более развитым, совершенным, но все больше снимает с себя ограничения, накладываемые существующим уровнем общественного развития, моралью данного социума.
Любой человек имеет определенный уровень образования, который можно назвать еще образованностью. Образованность не есть некий объем знаний человека вообще. Это переработанные знания, введенные личностью в свой внутренний мир, позволяющие ей свободно существовать в мире духовной культуры, понимать прекрасное в искусстве, литературе, любой области знаний, которой она овладела и в которой продолжает совершенствоваться.
Приобретение образования, профессии далеко не одинаково проявляет себя в разных сферах жизни человека, особенно молодого. Как справедливо отмечает И. С. Кон, "юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом уровне в сфере отношений с девушками или в сфере культурных запросов, и наоборот. Соответственно и подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным" [б, 43}.
Социология образования обращает внимание на то принципиальное обстоятельство, что с повышением уровня осваиваемого научного знания возрастает необходимость приобретения человеком определенных практических навыков в его использовании. Советская система образования в свое время почти не уступала зарубежным в объеме приобретаемых молодыми специалистами знаний, зато существенно отставала именно в том, как научить их максимально плодотворно применять эти знания на практике, в профессиональной деятельности. Эффективность социализации молодежи самым непосредственным образом связана с тем, насколько тесно увязаны потребности общества, система образования и профессиональной подготовки молодежи и ее жизненные планы. Точнее, система образования молодежи является своеобразным соединительным "мостом" между потребностями общества и жизненными планами молодежи.
Таким образом, обучение не есть самоцель; оно фактически всегда предполагает приобретение определенных трудовых навыков, профессии.
Проблем, связанных с приобретением молодежью профессий, всегда было достаточно, а в условиях перехода к рынку эти проблемы еще больше обостряются, ибо отсутствие профессии или недостаточный уровень квалификации работающих приводит к существенным экономическим потерям. Профессиональные учебные заведения призваны определить качественную структуру рабочих кадров, уровень их квалификации, ориентируясь на потребности рынка.
Сделать это крайне сложно, так как современная система профессионального обучения в Украине не просто непопулярна, но и малопрестижна; она требует серьезной перестройки. Основным стимулятором потребностей в знаниях и науке, в специалистах высокого уровня должен стать рынок, а в Украине, как и в других странах постсоветской Европы, еще далеко до конкуренции в сфере подготовки высокопрофессиональных специалистов.
Престиж профессионального образования в Украине не повысить без соответствующих методов и методик профессиональной ориентации молодежи, так как отсутствие интереса к определенным профессиям связано с элементарным незнанием профессий вообще, их специфики, характера, привлекательных особенностей. В 90-х годах в Украине появились специальные издания, касающиеся упомянутых проблем, среди которых выделяется учебно-методическое пособие "Система методов профессиональной ориентации", подготовленное А. Боровским, Т. Потапенко, Г. Щёкиным. В нем рассматриваются проблемы профессиональной ориентации как системы методов просвещения, консультаций и профотбора, профессиональной работы на производстве и т. п., а также даются конкретные рекомендации для выбора профессий и специальностей [15].
Анализируя проблемы психологии работы с людьми, Н. Обозов и Г. Щёкин обращают внимание на ряд особенностей подготовки специалистов. Признавая, например, большую эффективность образования, полученного с отрывом от производства, они указывают на то, что "получающие образование заочно и связывающие теорию с конкретным делом быстрее и энергичнее других осваиваются на командных высотах" [9, 7].
Время подготовки молодежи к труду, профессиональной деятельности первичным выбором профессии или даже получением определенного специального образования вовсе не завершается. Есть еще так называемый период профессионально-производственной адаптации, длящийся от 3 до 5, а то и более лет в зависимости от конкретных условий.
1. Образование является важнейшей основой процесса духовного формирования человека, его облика, мировоззрения, а также показателем уровня экономического, политического, духовного и нравственного развития общества. С этой точки зрения образование можно рассматривать как вид практической и познавательной деятельности, как целостную систему.
2. Образование всегда сопряжено с воспитанием, формированием личностных качеств человека, его ценностных, духовных интересов и идеалов. В тесном единстве образование и воспитание создают благоприятные условия для социализации личности, формирования ее гражданской позиции.
Как многоуровневая система образование не может быть реформировано, если не затронуты основные его доминанты: содержательная (уровень организации обучения, учебного процесса), организационная (степень подчиненности учебных заведений и механизм управления ими) и финансовая (материальное обеспечение образования).
3. Эффективность образования во многом определяется уровнем профессиональной подготовки человека в любой сфере деятельности, наличием у него практических навыков и умения творчески использовать полученные знания как для самореализации, так и для обеспечения общественного прогресса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ» з дисципліни «Соціологія молоді»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Теорема іррелевантності
Етапи процесу кредитування
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Лексикографія і словники
Віднесення грошових потоків до інвестиційного проекту


Категорія: Соціологія молоді | Додав: koljan (10.12.2012)
Переглядів: 1353 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП