ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Політична соціологія

Состояние и формы политического участия
Политическое участие — это влияние на осуществление и распределение власти. Участвующих в политической жизни называют активными гражданами, не участвующих — пассивными. Во многих современных государствах удельный вес пассивных граждан довольно высок (от 26 до 35%) [Баталов 1990, 194; Осипова (№ 4), 102—105]. Все формы политического участия делятся на три группы:
1) индивидуальные действия — голосование, контакты с должностными лицами, работа на кандидата в депутаты или партию;
2) коллективные действия — митинги, демонстрации, подписание обращений;
3) прямые действия — несанкционированные политические забастовки, бойкоты, пикеты, захват зданий [Осипова (№ 4), 101].
Различают конвенциональный (предусмотренный законом) и неконвенциональный (незаконный) тип участия. Первая и вторая группы форм участия относятся к конвенциональному типу, третья — к неконвенциональному.
[214]
Структура и характер участия обусловлены спецификой тех стран, в которых оно осуществляется. В то же время существуют некоторые общие характеристики политического участия, которые позволяют сравнивать различные страны (табл. 23).
Таблица 23 Формы участия в политической жизни (Национальные опросы 1981 г., %)

Форма участия США Великобритания ФРГ
Выборы 68 73 90
Подписание обращений 61 63 46
Контакты с функционерами 27 11 11
Митинги 18 9 22
Работа на партию или кандидата 14 5 8
Демонстрации 12 10 14
Бойкоты 14 7 7
Несанкционированные забастовки 3 7 2
Захват зданий 2 2 1
Источник: Ranney A. Governing. An Introduction to Political Sciense. Englewood Cliffs, 1990. P. 207.
Для подавляющего большинства граждан США, Великобритании и ФРГ политическая деятельность ограничивается выборами и подписанием различного рода коллективных обращений. Остальные формы политического участия используются в трех рассматриваемых странах намного меньше, особенно это касается бойкотов, несанкционированных забастовок и захвата зданий — наиболее резких форм протестного поведения людей. Важно отметить, что если уровень участия в выборах в Великобритании и ФРГ выше, чем в США, то уровень участия в контактах с функционерами, работе на партию и бойкотах в США выше, чем в Великобритании и ФРГ.
В США всех граждан принято делить на активистов (5—10% избирателей), наблюдателей (около 60%) и безразличных (30-35%), в Великобритании — активных (23%), простых избирателей (51%), практически инертных (26%) [Баталов, 194; Осипова (№ 4), 102]. Оценка доли активистов в США существенно ниже, а оценка доли наблюдателей и безразличных выше, чем в Великобритании. Более
[215]
точная информация по этому вопросу и материалы сравнительного исследования приведены в табл. 24.
Таблица 24 Распределение по видам политического поведения в США и Великобритании, % от числа опрошенных

Вид поведения Великобритания США
Неактивные 19,6 24,7
Только голосующие 62,6 23,6
Групповые активисты 8,1 22,5
Партийные активисты 6,7 16,9
Активисты вообще 3,0 12,4
Источник: Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. М., 2000. С. 145.
В США, несмотря на несколько меньший, чем в Великобритании удельный вес участвующих в выборах (см. табл. 23), наблюдается более высокий удельный вес всех типов активистов. Здесь в 2,6 раза меньше тех, кто ограничивается участием в голосовании на выборах. Зато, как показывают исследования, в Великобритании намного больше тех, кто обращается к депутатам по различным вопросам повседневной жизни. Поэтому имя своего депутата знают вдвое больше британцев, чем американцев [Осипова, (№ 4), 102-105].
Мы видим, что различия в уровне и структуре политического участия существуют даже в рамках одного типа политической системы (англо-американской, по Г. Алмонду). Еще более разительными они оказываются при сопоставлении этого типа с европейским континентальным, доиндустриальным и посттоталитарным типами. Возьмем в качестве примера российскую посттоталитарную политическую систему.
У нас нет данных по всем перечисленным выше формам участия в России, однако на основе систематических всероссийских опросов ЦЕССИ можно составить некоторое представление о ситуации и тенденциях массового политического поведения в нашей стране (табл. 25).
В России в течение всех 90-х годов наблюдается более низкий (в сравнении с США, Великобританией и ФРГ) уровень участия в подписании обращений (петиций). В демонстрациях в начале и се-

[216]
Таблица 25 Доля граждан, вовлеченных в различные формы политического участия, % от числа опрошенных

Формы участия 1991 г. 1993 г. 1996 г. 1999 г.
Подписание петиций 26 17 19 19
Демонстрации 31 15 20 5
Забастовки 2 1 2 0,5
Захват зданий 1 0,4 0,5 0,5
Источник: Россия в поисках стратегии: общество и власть. М., 2000. С. 186.
редине 90-х годов участвовало больше опрошенных, однако к концу 90-х годов удельный вес этого вида участия резко снизился. Данные всероссийского исследования РНИСиНП (июнь 1998 г.), посвященного проблемам формирования среднего класса, в определенной мере позволяют понять причины невысокого уровня использования населением обращений и демонстраций для решения своих проблем (табл. 26).
Таблица 26
Оценка результативности и степень использования различных способов
отстаивания собственных интересов,
% от числа опрошенных

Способ отстаивания собственных интересов Наиболее
результативные
в нынешних
условиях Использовались за последний год
Обращение в суд 17,2 6,6
Обращение в государственные и общественные организации 8,9 7,4
Участие в забастовках, митингах, демонстрациях 2,7 2,9
Использование личных связей и знакомств 32,5 18,5
Участие в деятельности профсоюзов 3,2 1,4
Участие в деятельности политических партий 1,2 0,4
Решение проблем с помощью вознаграждения 19,2 10,7
Не вижу никаких способов / Ни к каким способам не прибегал 22,3 65,2
Источник: Средний класс в Российском обществе. М., 1999. С. 205.

[217]
Опыт политического участия, накопленный населением России в 90-е годы, во многом способствовал разочарованию значительной его части во всякого рода обращениях, демонстрациях митингах, т. е. в коллективных формах участия. В этих условиях люди вынуждены делать ставку на такие традиционные (унаследованные от советского и имперского периода российской истории) формы влияния на решение своих проблем, как личные связи и знакомства, а также «вознаграждение» должностных лиц, т. е. взятки.
Важным видом политического поведения является протест. Он может проявляться как в конвенциональных (обращения, демонстрации, митинги), так и в неконвенциональных (несанкционированные забастовки, бойкоты, блокада транспортных путей, захват зданий и т. д.) формах. В условиях социльно-экономической и политической стабильности эти формы политического участия распространены в меньшей степени, чем голосование на выборах и участие в избирательных кампаниях (см. табл. 23 и 25). В условиях кризиса наблюдается резкое повышение удельного веса этих форм (например, в 1968 г. во Франции в разного рода акциях протеста участвовало более 10 млн человек). Следует отметить, что такие формы конвенционального политического участия, как обращения, демонстрации и митинги могут использоваться и с целью протеста против политики правительства, и с целью ее поддержки. В начале и середине 90-х годов в России нередко в один и тот же день разные движения проводили массовые мероприятия противоположной политической ориентации. Протест может проявляться и на выборах в формах голосования против всех кандидатов, голосования за тех кандидатов, которые выступают от имени оппозиции, а также уклонения от участия в голосовании (абсентеизма).
Абсентеизм может быть выражением не только политического протеста, но и аполитичности (полного отсутствия интереса к политике). Электоральная статистика свидетельствует о том, что в среднем около трети населения России не участвует в выборах федерального уровня (табл. 27).
Это почти столько же, сколько в США и Великобритании, т.е. не мешает нормальному функционированию системы представительной демократии. Проблема не том, что абсентеисты существуют, а в том, что часть граждан время от времени переходит от форм политического участия к абсентеизму. Особенно это важно на региональных выборах, где во многих случаях требуется участие всего 25% избирателей. Но и на общегосударственном уровне (на парламентских и президентских выборах) активизация абсентеистов может привести к неожиданным результатам. В то же
[218]
Таблица 27 Участке населения России в выборах

Год Выборы % от числа избирателей
1990 Верховного Совета России 64,2
1991 Президента России 66,79
1993 Депутатов Государственной Думы 54,81
1995 То же 64,73
1996 Президента России 69,81
1999 Депутатов Государственной Думы 61,66
2000 Президента России 68,74
Источники: Российские регионы накануне выборов-95. М., 1995; Выборы депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика. М., 1996. С.46; Выборы Президента Российской Федерации, 1996. Электоральная статистика. М., 1996. С. 40; Россия в поисках стратегии: общество и власть. М., 2000. С. 456.
время уход части активно настроенных граждан в разряд абсентеистов может серьезно изменить ситуацию. Из-за недостаточного учета этого факта часто не оправдываются предвыборные социологические прогнозы и терпят поражение на выборах те кандидаты, в чьем успехе было уверено большинство избирателей и аналитиков. Все это порождает необходимость изучения мотивации участия и неучастия в политической жизни. Не меньшее значение имеет исследование мотивов голосования за партии и конкретных кандидатов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Состояние и формы политического участия» з дисципліни «Політична соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Критерії класифікації кредитних операцій
Умови кредитної угоди
Метафора і метонімія
Задача о двух яйцах
ЗАГАЛЬНІ ПОНЯТТЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ НОВОГО ТОВАРУ


Категорія: Політична соціологія | Додав: koljan (09.12.2012)
Переглядів: 944 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП