В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют на души хозяйственных субъектов, определяют направление и цель их деятельности, Зомбарт выделяет философию и религию. Он считает, что их учения есть «отражение» своеобразных хозяйственных отношений, находящих выражение в определенном хозяйственном образе мыслей. Поэтому имеет место параллелизм между явлениями капиталистического духа и известными учениями философии и религии. Это дает право предполагать причинную связь между ними: нравственная форма становится причиной, а образование поведения хозяйствующих субъектов — следствием. Философия и религия развиваются в определенных предварительных хозяйственных и биолого-этнологических условиях: в народе должно существовать «предрасположение» (свойства крови и социальные жизненные условия) для того, чтобы их учения пустили корни в мировоззрении и развивались в определенном направлении (12, 208). Однако, пустив корни, философия и религия оказывают обратное действие на хозяйственную жизнь и душевный строй хозяйствующих субъектов. Теперь они также принимают участие в развитии капиталистического духа при наличии условий личного (хотения) и вещественного (высота развития капитализма) характера.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нравственные силы» з дисципліни «Історія і теорія соціології»