Понятие «мешанин» Зомбарт употребляет с долей презрения для обозначения упорядоченного существования «со всеми признаками ярко выраженной мелочности и благополучия» (12, 84), которые составляют жизненную основу в психике каждого законченного капиталистического предпринимателя. Рождение данного типа европейских хозяйствующих субъектов в XVII—XVIII веках Зомбарт связывает с использованием денежных средств (ссуда) и биржевой игры в рамках хозяйственных предприятий1. При этом преобладают добывание денег мирным путем договоров. Этот путь строится на присущих народной массе инстинктах и способностях мещанского торгашества, не выходящих за пределы малого и среднего размера дела. К ним Зомбарт относит спекулянтов, купцов и ремесленников, которые имеют ряд общих черт: «отвращение в их деятельности от всего насильственного и авторитарного» (12, 83), что характеризует типы капиталистических предпринимателей. Мещанское торгашество стремится мирным искусством убеждения расчищать себе дорогу в жизни. Оно состоит в «ис-куссном заключении большей частью ничем не стесненных договоров со своими поставщиками, со своими рабочими, со своими клиентами» (12, 83), дающих все возможности для наживы. Спекулянты (авантюристы) — организаторы преприятий, когда прожектер достает необходимые денежные средства, чтобы обратить свои идеи в действительность: спекулятивное предприятие (грюндерство), часто шарлатанского (афера) характера. Особенностью деятельности спекулянта является то, что новый источник могущества находится в нем самом: «...это сила внушения. С помощью ее одной спекулянт осуществляет все свои планы. На место страха в качестве движущей силы он ставит надежду» (12, 75). Создать настроение •— вот лозунг! А что для этого хороши все средства, 1 Введение в капиталистическую хозяйственную жизнь денежной ссуды и биржевой игры Зомбарт связывает с влиянием на нее еврейского делового духа, который, начиная с XVII века, все больше внедряется в европейскую хозяйственную жизнь. Его зачатки к безграничному и беспредельному стремлению к наживе становятся в эпоху высшего развития капитализма общим достоянием капиталистического духа.
завоевывающие внимание, любопытство, желание купить — само собой разумеется. Чем труднее обозреть план «грюндерской аферы», тем больше она годится для спекулянта и тем большие чудеса может совершить спекулятивный дух (Суэцкий и Панамский каналы, банковские предприятия и др.). «И труд спекулянта закончен, цели своей он достиг, когда широкие круги попадают в состояние опьянения, в котором они готовы предоставить все средства, нужные ему для осуществления его предприятия» (12, 76). Купцы — это те, кто развил капиталистическое предприятие из торговли товарами или деньгами, а также посредством вмешательства (кредиторы) в область производства благ. Ремесленники — это выбившиеся наверх ремесленного мастерства в сфере промышленного производства мануфактуристы, фабриканты, расширившие в трудовой борьбе свое дело в капиталистическое предприятие — мануфактуру, фабрику. В результате, возникший в этих типах капиталистических предпринимателей совершенно новый мещанский дух образует необходимую составную часть капиталистического духа вообще: он принимает коммерческий (торгашеский) характер и иным быть не может. Смешиваясь с предпринимательским, мещанский дух побуждает их достигать цели па основе мещанских добродетелей. Для них характерны два комплекса правил: 1) первый относится к внутреннему устройству хозяйства — «святая хозяйственность; 2) второй — к внешнему регулированию отношений хозяйствующих субъектов с клиентами: «деловая мораль» (12, 85),
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мещанский дух» з дисципліни «Історія і теорія соціології»