Центральный тезис Зомбарта гласит, «что дух, управляющий хозяйственными субъектами, может быть глубого различен и был уже издавна глубоко различным» (12, 7). Проявляясь внутри определенного круга деятельности в пространственно-временных границах, дух порождает определенные душевные качества, руководящие идеи и экономические институты определенной «экономической эпохи». Тогда хозяйственная жизнь в истории человечества предстает как постоянное разнообразие — единичное, не поддающееся «всеобщим законам развития». Для историка данный тезис, в рамках немецкой исторической школы, выступает как задача — понимать и изображать постоянное разнообразие в истории человечества. Однако он не допускает рассмотрения «духа определенной хазяйственной эпохи», то есть разграничения в истории эпох по различию их хозяйственного духа. Ибо тогда надо признавать, что в процессе хозяйственной жизни имеют место общеприменимые положения, которые есть не что иное, как «тривиальные утверждения». Зомбарт находит выход из данного положения в социологии, изучающей в отличие от истории повторяющиеся события. Люди всегда и всюду занимались хозяйствованием, разнообразие которого зависит от места и эпохи. Однако ряд основных явлений повторяются во всякой хозяйственной деятельности. В частности, Зомбарт обращается к адекватности соотношения «формы» хозяйствования и «духа» (содержания), в котором оно ведется. «Эпохи в хозяйственной истории я различаю по духу хозяйствен- 321
ной жизни в том смысле, что в определенное время определенный дух преобладал»^ (12, 9). Но для обшей картины необходимо привлечь и характсрную для данного времени внешнюю структуру хозяйственной жизни. Это означает, что только система хозяйства характеризует хозяйственную эпоху: изображение внешней структуры вместе с преобладающим духом эпохи и дают общую картину времени. Она есть «исторический период, в котором преобладает определенная система хозяйства, или, иначе, соответвующий ей способ хозяйствования» (9, 13). Определенный дух «господствует» в известное время, когда он преобладает (имеет широкое распространение), то есть определяет собой хозяйственные действия большой части хозяйствующих субъектов. Зомбарт подчеркивает, что он создает историю «современного капитализма», а не просто историю капитализма. Вместе с тем, вопрос можно ставить и так: «какие хозяйственные явления, приводящие к возникновению современного капитализма, являются общими для всех европейских народов» (9, XXXVI). По Зомбарту, раскрытие этих общеевропейских черт хозяйственного развития является необходимой предпосылкой плодотворного исследования хозяйственной судьбы отдельных стран: история европейского хозяйствования позволяет написать историю немецкого, французского и т. д. хозяйств. Приведенные выше соображения были необходимы ему, чтобы показать: а) особенности капиталистического духа; б) ритмику развития капитализма; в) эволюцию современности — новую западно-европейскую и американскую культуру. Данную задачу Зомбарт решает, опираясь на огромный исторический материал, находя путем эмпирического наблюдения и сравнения повторяющееся в мировом хозяйстве. В силу этого он создает историю социологии хозяйства — социологию экономических систем: науку о человеческом хозяйстве вообще, играющую главенствующую роль в кругу «хозяйственных наук», как альтернативу политико-экономической науке2. При этом акцентирование выяснения психологических основ и законов (хозяйственной психологии) во всех областях хозяйственной жизни (12, 265-266) и одновременное отрицание «всеобщих законов развития» в духе материалистического понимания истории обусловливает психологизм зомбартовского социологического учения. Дух и мотивы — вот конечные причины социальных явлений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социология экономических систем» з дисципліни «Історія і теорія соціології»