ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Історія і теорія соціології

Хозяйственная жизнь
Зомбарт рассматривает ведение хозяйства как заботу человека о поддержании своего существования (9, 7). Производство в нем есть организация, которая имеет целью постоянно продолжающийся трудовой процесс. Масса производительных сил, находящихся в распоряжении данного хозяйства, является материальным фактором хозяйственной жизни, создающим ее фон (среду). Зомбарта интересует не простое существование производительных сил, а образ и способ их использования. Критерием анализа их увеличения является экономическая дифференциация и степень специализации хозяйственной деятельности.
Всякое хозяйствование, по Зомбарту, включает в себя следующие составляющие.
I) Хозяйственное мышление — это вся совокупность психических процессов: идеи, ценности, мотивы хозяйствующих субъектов, то есть лиц, ведущих хозяйственную деятельность. Оно объективируется в хозяйственных принципах, различие которых создается мотивами деятельности хозяйствующих субъектов:
— принцип удовлетворения потребностей (создание запаса потребитель
ских благ);
— принцип наживы (извлечение прибыли) (9, 8).
Хозяйственные принципы являются лейтмотивами истории человечества, и их разнообразие обусловливается различными способами ведения хозяйства:
а) традиционные, базирующиеся на бессознательном, эмпирическом соблюдении установленных правил;
319

б) рационалистические, основывающиеся на осознанном волевом стремлении к тому, чтобы проводимые мероприятия принципиально были це-1 лесообразны.
2) Техника: а) как инструменты, орудия добывания материальных благ;
б) как приемы, которыми хозяйственные субъекты пользуются для дости
жения своих целей. Техническая приспособленность слагается из сведений
об окружающей природе и технических навыков.
3) Организация — это определенный порядок, которому подчиняются
все отдельные хозяйственные мероприятия. В основе организации челове
ческого (общественного) труда лежат два главных принципа:
— принцип специализации: выполнение однотипных, повторяющихся операций;
- принцип кооперации: сотрудничество многих в одной коллективной работе.
Саму хозяйственную жизнь Зомбарт образно уподобляет организму, состоящему из: а) хозяйственного тела — хозяйственных и технических форм, организаций в среде, с помощью которых осуществляется хозяйствование; б) хозяйственного духа — совокупности душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование (12, 6).
Хозяйственный дух означает у Зомбарта вообще все психическое, проявляющееся в области хозяйственной жизни: это все проявления интеллекта, черты характера, суждения о ценностях, которыми управляется поведение хозяйствующего человека. В таком понимании «духовное» предстает как свойство и принцип, обладающее общим характером в различных областях хозяйственной деятельности (например, благоразумие и энергия, честность и правдивость и т. п.). Но для того, чтобы дух мог проявиться и преобразовывать жизнь по своему подобию, необходимо осуществление известных условий:
а) гомогенных — благоприятствующих или гетерогенных — препятствую
щих осуществлению целей хазяйствующих субъектов;
б) естественных — природных и культурных — искусственных, окружа
ющих людей.
В свою очередь, естественные условия складываются внутри двух сфер.
1) Страна, определяющая структуру хозяйственной жизни посредством
географического положения, климата, почвы, природных ископаемых и т. д.
2) Народ как данный природой и своими наследственными (биологи
ческими) чертами, количественными показателями (плотность населе
ния, возрастной состав, быстрота прироста) представляющий могучий
естественный фактор (9, 10).
Культурные условия разнообразны и составляют своеобразную картину.
А. Условия объективной культуры, существующие вне индивида и переживающие его благодаря своей «обеъктивированности» в различных предметах. Она находит свое выражение в культурном достоянии:
а) материальном, как вещные блага; б) идеальном двоякого рода — это институциональная и духовная культура.
Институциональная культура состоит в обладании нормативными установлениями, организационными формами, которые могут быть исполь-
320

зованы народом. Она состоит из четырех комплексов: 1) государство; 2) церковь; 3) хозяйство; 4) нравы.
Духовная культура, которая не воплощается в каких бы то ни было установлениях: весь мир идеалов, ценностей, стремлений. Сюда же относятся достижения науки и культуры.
Б. Индивидуальная (личная) культура — это культурные блага, используемые живым человеком и составляющие его личное достояние (физическое и интеллектуальное).
В. Культурный стиль как совокупность культурных явлений, имеющая определенные отличительные черты: данной страны, эпохи, народа. Особый культурный стиль может оказывать сильное влияние на хозяйственную жизнь.
Таковы общие установки интерпретации Зомбартом хозяйственной жизни, положенные им в основу социологии хозяйства — социологии экономических ситем.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Хозяйственная жизнь» з дисципліни «Історія і теорія соціології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СТРУКТУРА ГРОШОВОГО РИНКУ
Держава як суб’єкт інвестування
Гігантська пісочниця Google. Фільтра від Google
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
ОСОБЛИВОСТІ ІНФЛЯЦІЇ В УКРАЇНІ


Категорія: Історія і теорія соціології | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП