Зомбарт рассматривает ведение хозяйства как заботу человека о поддержании своего существования (9, 7). Производство в нем есть организация, которая имеет целью постоянно продолжающийся трудовой процесс. Масса производительных сил, находящихся в распоряжении данного хозяйства, является материальным фактором хозяйственной жизни, создающим ее фон (среду). Зомбарта интересует не простое существование производительных сил, а образ и способ их использования. Критерием анализа их увеличения является экономическая дифференциация и степень специализации хозяйственной деятельности. Всякое хозяйствование, по Зомбарту, включает в себя следующие составляющие. I) Хозяйственное мышление — это вся совокупность психических процессов: идеи, ценности, мотивы хозяйствующих субъектов, то есть лиц, ведущих хозяйственную деятельность. Оно объективируется в хозяйственных принципах, различие которых создается мотивами деятельности хозяйствующих субъектов: — принцип удовлетворения потребностей (создание запаса потребитель ских благ); — принцип наживы (извлечение прибыли) (9, 8). Хозяйственные принципы являются лейтмотивами истории человечества, и их разнообразие обусловливается различными способами ведения хозяйства: а) традиционные, базирующиеся на бессознательном, эмпирическом соблюдении установленных правил; 319
б) рационалистические, основывающиеся на осознанном волевом стремлении к тому, чтобы проводимые мероприятия принципиально были це-1 лесообразны. 2) Техника: а) как инструменты, орудия добывания материальных благ; б) как приемы, которыми хозяйственные субъекты пользуются для дости жения своих целей. Техническая приспособленность слагается из сведений об окружающей природе и технических навыков. 3) Организация — это определенный порядок, которому подчиняются все отдельные хозяйственные мероприятия. В основе организации челове ческого (общественного) труда лежат два главных принципа: — принцип специализации: выполнение однотипных, повторяющихся операций; - принцип кооперации: сотрудничество многих в одной коллективной работе. Саму хозяйственную жизнь Зомбарт образно уподобляет организму, состоящему из: а) хозяйственного тела — хозяйственных и технических форм, организаций в среде, с помощью которых осуществляется хозяйствование; б) хозяйственного духа — совокупности душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование (12, 6). Хозяйственный дух означает у Зомбарта вообще все психическое, проявляющееся в области хозяйственной жизни: это все проявления интеллекта, черты характера, суждения о ценностях, которыми управляется поведение хозяйствующего человека. В таком понимании «духовное» предстает как свойство и принцип, обладающее общим характером в различных областях хозяйственной деятельности (например, благоразумие и энергия, честность и правдивость и т. п.). Но для того, чтобы дух мог проявиться и преобразовывать жизнь по своему подобию, необходимо осуществление известных условий: а) гомогенных — благоприятствующих или гетерогенных — препятствую щих осуществлению целей хазяйствующих субъектов; б) естественных — природных и культурных — искусственных, окружа ющих людей. В свою очередь, естественные условия складываются внутри двух сфер. 1) Страна, определяющая структуру хозяйственной жизни посредством географического положения, климата, почвы, природных ископаемых и т. д. 2) Народ как данный природой и своими наследственными (биологи ческими) чертами, количественными показателями (плотность населе ния, возрастной состав, быстрота прироста) представляющий могучий естественный фактор (9, 10). Культурные условия разнообразны и составляют своеобразную картину. А. Условия объективной культуры, существующие вне индивида и переживающие его благодаря своей «обеъктивированности» в различных предметах. Она находит свое выражение в культурном достоянии: а) материальном, как вещные блага; б) идеальном двоякого рода — это институциональная и духовная культура. Институциональная культура состоит в обладании нормативными установлениями, организационными формами, которые могут быть исполь- 320
зованы народом. Она состоит из четырех комплексов: 1) государство; 2) церковь; 3) хозяйство; 4) нравы. Духовная культура, которая не воплощается в каких бы то ни было установлениях: весь мир идеалов, ценностей, стремлений. Сюда же относятся достижения науки и культуры. Б. Индивидуальная (личная) культура — это культурные блага, используемые живым человеком и составляющие его личное достояние (физическое и интеллектуальное). В. Культурный стиль как совокупность культурных явлений, имеющая определенные отличительные черты: данной страны, эпохи, народа. Особый культурный стиль может оказывать сильное влияние на хозяйственную жизнь. Таковы общие установки интерпретации Зомбартом хозяйственной жизни, положенные им в основу социологии хозяйства — социологии экономических ситем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Хозяйственная жизнь» з дисципліни «Історія і теорія соціології»