Обращение Зиммеля к философии жизни как методологической основе его социологии, позволило ввести в нее проблематику духовной жизни. При этом он следует кантианскому учению как оппозиции обычному эмпиризму: исследование душевных сил человека носит внеэм лирически и характер. В духе неокантианства Зиммель рассматривает действительность как результат влияния духа — формообразующей деятельности нашего духа. Духовная жизнь выступает в определенных формах: словах и деяниях, образах или содержаниях вообще, где как-то актуализируется духовная энергия личности (8, 21—22). Формообразование открывается как условие самых элементарных представлений, как созидающее то, что мы обычно принимаем просто в виде данного материала нашего познания. Таким образом, каждая форма вещей, в которых они суть действительное представление нашего опыта, — есть действие познающего духа. Формообразующая деятельность подразумевает разделение содержания (материала) и формы. При каждом формировании внутренние энергии множество элементов объединяют в единство: материал получает форму как их связь благодаря тому, что из совокупности всех элементов одна часть выделяется и противопоставляется всем другим как образущее единство (7, 39). «Каждое формирование есть отделение: линия, посредством которой мы вводим форму в плоскость, отделяет одну ее часть от другой; и оно есть также объединение, ибо одна часть противопоставляется другой» (7, 39). И далее, «то, что мы называем формой, есть с точки зрения осуществляемой ею функции объединение материала». Только это объединение создает из данного материала объективное содержание, которое в пространстве обладает реальностью и становится формой и условием наших элементарных представлений. По Зиммелю, форма неизменна и является индивидуальностью, то есть абсолютно отлична от формы в другой момент. «Наделенная этой метафизикой уникальностью, форма отделяет запечатленный ею материальный предмет от иначе оформленных других вещей, дает каждой из них индивидуальный образ» (8, 18). В непрерывном потоке идущей вперед жизни имеет место борьба против исторической завершенности и формальной засты-лости любого содержания культуры. Формальная социология изучает и классифицирует формы — универсальные способы воплощения исторически изменчивых содержаний. За выявлением чистых форм, отделенных от содержания, следует их упорядочение, систематизация и психологическое описание в историческом времени. Зиммель подчеркивает, что форма (как и материя) не может быть потеряна, потеряна может быть лишь ее единственная возможность реализации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формальная (чистая) социология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»