ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Історія і теорія соціології

Формальная социология Г. Зиммеля
Г. Зиммель был одним из пионеров немецкой и основоположником формальной социологии. В своих построениях он исходил из установок социологического номинализма: общество — это простое название и реально оно существует лишь там, где в сумме индивиды вступают во взаимодействие, которое «из индивидуальных носителей взаимно возбужденных эмоций и целей создает единство, именуемое «обществом» (8, 315). С точки зрения Зиммеля, социальная группа есть одна из форм социального взаимодействия, и различие между ней и обществом заключается лишь в степени взаимодействия. Поэтому социальная группа предстваляст собой общество в миниатюре, а специфическое свойство социального взаимодействия заключается в определении его как взаимодействия психологического.
В своей концепции социологии Зиммель построил «теоретический мост» между личностью и обществом. Он отбросил господствующие до него индивидуалистическую (атомистическую) и социетальную теории общества, выдвинув новую концепцию социального взаимодействия. Последнее выступает у него отправным понятием в социологической теории и трактуется как социально-психологическое взаимодействие. Обобщения социологического и психологического характера создают ту основу, на которой складывается общение и понимание (8, 63). Выступая сторонником «психологической школы», Зиммель дает психологические характеристики социологическим явлениям и отношениям. В силу этого у него «социология» есть лишь другое название «социальной психологии». Тем самым в немецкой социологии он инициировал проблему границ не только между социологией и социальной философией, но и между социологией и социальной психологией.
Зиммель занимает противоречивую позицию в этом вопросе. С одной стороны, он рассматривает внешние события лишь как мосты между волевыми актами и чувственными рефлексами и считает, что именно психические факторы играют решающую роль в социальном развитии. С другой — рассмотрение последних не обязательно должно быть психологией. Психические явления протекают в душе «психологического индивида», но у группы никакой души нет. Поэтому выводить всю социальность из психических процессов, как и сводить последние к социальной обусловленности, нельзя:
1 Термин «микросоциология», в отличие от «макросоциологии», означающий, что единицей анализа является малая группа, был введен французским социологом Г. Гурвичем.
290

социальное и психическое равноправны и взаимодополняемы. Таким образом, Зиммель пытается размежеваться с психологизмом.
Однако сам он рассматривает общественные (исторические) события как психические явления, которые составляют содержание душевной жизни («духовное содержание»), — религия, нравы, культура и т. д. Душевная жизнь «психологических индивидов» протекает под воздействием общества, а формы обобществления являются содержанием душевной жизни. Основным методом познания психологического в данном социальном взаимодействии различных групп, по Зиммелю, является «интеллектуальная интуиция» — непосредственное понимание данного социологической науке. Тем самым, позиция Зиммеля полностью вписывается в рамки психологизма.
Зиммель вошел в историю социологии как основатель формальной школы, так как ограничивал изучение общества рассмотрением форм социального взаимодействия, полностью абтрагируясь от их конкретного содержания. Поэтому задачу социологии он понимал как описание и определение историке-психологического происхождения тех форм, в которых осуществляется взаимодействие между людьми. Изучение же содержания социального взаимодействия, по его мнению, должно быть предметом специальных общественных наук. При этом в понимании структуры социологии Зиммель применил следующую схему.

Общая социология исследует «ритм» («закон») общественного развития и устанавливает судьбы обществ, то есть она пересекается с историей и близка к философии истории1. В этом плане социология относится к «историческим наукам» (наукам о духе), но не тождественна исторической науке.
Философская социология выступает теорией социального познания: она разрабатывает теоретико-познавательные и социофилософские ориентиры для «чистой социологии».
Формальная социология рассматривает общество как сумму форм взаимодействия, посредством которых из индивидов получается общество: сумма индивидов, объединенных взаимными связями, основанными на общности интересов («оформленный общественно-человеческий материал»).
Задача формальной психологии заключается в том, чтобы описать формы человеческого общежития и установить правила, лежащие в основа-
1 Среди социологических работ Зиммеля основными являются: Социальная дифференциация. 1890; Проблема социологии. Исследование о формах обобществления. (Большая социология). 1894; Социология. 1908; Основные вопросы социологии. (Малая социология). 1917. В последней работе он ввел рассмотренную схему.
291

нии взаимоотношений индивидов, поскольку они являются членами группы, и групп между собой (8, 304).
Кроме того, Зиммель одним из первых вышел на вычленение отдельных социальных форм для социологического исследования, что обозначило тенденцию разработки проблематики «социологии среднего уровня» как самодостаточных целей в фрагментарном анализе самой социальности1. В частности, к ним относится «социология религии» (7) и, в определенной мере, «социология конфликта».
Необходимо отметить, что Зиммель не выработал систематического метода в социологии и подчас сближал ее с художественным творчеством. Методологические установки «философии жизни» Зиммель разрабатывал, опираясь на девиз Спинозы: надо «не смеяться, не плакать, а понимать». В академических кругах, враждебно настроенных по отношению к позитивизму и социологии, Зиммель, еврей по происхождению, воспринимался как чужак-интеллектуал, который подходит к исследованию социальной жизни с позиций модерна и излагает свои работы в эссеистско-эстетствую-щем стиле.
Концепция социологии включена у него в широкую рамку «философии жизни», сближая социологию и философию и прокладывая путь «понимающей социологии».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формальная социология Г. Зиммеля» з дисципліни «Історія і теорія соціології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПРОПОЗИЦІЯ ГРОШЕЙ
Аудит звітності з податку на прибуток
ТОВАРНИЙ АСОРТИМЕНТ І ЙОГО ПОКАЗНИКИ
Період окупності
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку


Категорія: Історія і теорія соціології | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 1714 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП