Г. Лебон рассматривает историю как процесс смены культурного доминирования рас (наций), в котором «толпа» является движущей силой данной смены (революций). Под толпой он понимает группу людей (собрание индивидов), охваченных общими избыточными инстинктами и чувствами, настроениями и стремлениями, которые обусловливают доминирование в коллективной душе (берут верх) «бессознательные качества»1 (17, 135). Последние и производят замену «сознательной деятельности индивидумов бессознательной деятельностью толпы» (17, 122). В толпе индивиды превращаются в некий безвольный автомат (деиндивидуализация, депсрсонолизация) с подавленными рациональными началами. Нахождение в ней ведет к образованию «коллективной души», которая превращает индивиды в иррациональные существа, стремящиеся к немедленной некритической реализации внушенных им идей. В этом плане толпа подвержена быстрым сменам реакций от разрушения до самопожертвования. Хотя толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже отдельного индивида, но с точки зрения чувств и поступков она может быть хуже или лучше его, смотря по обстоятельствам. Лебон подчеркивает, что все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. «Именно это обстоятельство совершенно упускали из виду все писатели, изучающие толпу лишь с точки зрения ее преступности. Толпа часто бывает преступна — это правда, но часто также бывает героична. Она пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе 1 Идеи Лебона о бессознательном начале (базовой инстинктивной природе) толпы, под давлением которого разрывается тонкий слой цивилизованного поведения, вдохновили 3. Фрейда применить концепцию «либидо» для объяснения массового поведения (войско, церковь) и к использованию психоаналитического подхода для преодоления границы между индивидуальной и социальной психологией. См. об этом1 Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. — М.: !998. 275
можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господень из рук неверных, или же, как в 1793 году, защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, по именно при его помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мирных списках их значилось бы весьма немного» (17, 138). По концепции Лебона в конце XIX века начался новый этап европейской цивилизации, в котором центральное место занимает толпа — наступает «эра толпы» как начало се упадка. Если раньше главными факторами событий были политика государств и соперничество государей, а мнение масс не принималось во внимание, то в настоящее время, наоборот, голос толпы становится преобладающим, а личные свойства государей уже не берутся в расчет: «в душе толпы подготавливаются теперь судьбы нации» (17, 124), Лебон отмечает, что два фактора привели к кризису современного общества: а) разрушение верований (религиозных, политических, социальных) и б) открытия в области науки и промышленности, положившие начало новым условиям существования людей. Это вызвало к жизни новую социальную силу, становящуюся повелительницей современной эпохи — могущество масс (эра масс). Однако история указывает нам, отмечает Лсбон, что сила толпы па-правлена лищь к. разрушению: цивилизации создавались и «оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда — толпой» (17, 128). Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства. Мы не можем знать, что будет с нашей цивилизацией, но мы должны покориться и пережить царство толпы1.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психология толпы» з дисципліни «Історія і теорія соціології»