Эклектизм является закономерным следствием агностицизма (скептицизма) и плюрализма (разноречия) систем, учений, теорий, точек зрения по одним и тем же проблемам и вопросам. Они порождают естественное стремление к примирению путем отбора из их состава лучших частей. Поэтому эклектизм (эклего — выбираю, избираю, отбираю) как раз и выражает движение к консенсусу в построении достоверного знания путем выбора и сближения (органический синтез) различных теорий и школ. В этом смысле эклектик — это тот, кто выборочно относится к научному знанию (то есть совокупности теорий) как к «ящику с инструментами», откуда можно брать то, что нужно для работы1. Истина — ценность — оценка. В социальном познании марксизм актуализирует аксиологическую проблематику соотношения истины, ценности и оценки. Истина — это объективное, независимое (беспартийное) от человека и человечества отображение объекта. Она отвечает на вопрос, что есть вещь и дает ответ о сущем. Ценность — это общественное выражение значимости объекта, вовлеченного в сферу человеческого бытия. Она ставит вопрос, что значит эта вешь, и дает ответ о должном. Оценка — это субъективное выражение значимости объекта для деятельности человека. Она выявляет устремления, позиции, заинтересованность определенных социальных сил, формирующих социальную направленность деятельности людей. Противоречивость марксизма заключается в том, что, с одной стороны, он признает объективную истину, выступающую инструментом беспристрастной (резидуальной) фиксации закономерностей реального мира. С другой — он проповедует познавательный оптимизм, увязывая его с интересами восходящего рабочего класса. Но ценностно-оценочное познание выражает лишь субъективные мнения познающего. В силу этого оно прямо противоположно научному познанию, которое стремится к очищенному от субъективности знанию. И действительно, в качестве генетически первичной по отношению к мышлению основой ценностных представлений выступают потребности, интересы, установки, эмоции, воля людей, которые обусловливают их субъективность, возможность неадекватного познания социальной реальности. Отсюда и вытекает проблема соотношения истины и ценности, с решением которой марксизм не справился.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эклектизм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»