Социальная статика фиксирует; а) социальный порядок, б) черты равновесного состояния общества и в) организацию гармонических отношений как социальный идеал. В трихотомии «индивид — группа — общество» Конт обосновывает доминирующую роль общества. Накапливаемый в нем опыт человеческого рода, правила и нормы поведения формируют индивид как продукт общественного развития. Он является частью целого и полностью подчинен ему. В этом плане Конт проповедует альтруистическую формулу: «Живи для других» (14, 166). Индивидуализм он рассматривает как эгоистическую сторону природы человека, подлежащую перевоспитанию. Основой последнего служит любовь, побуждающая нас всегда к наиболее полной деятельности и к посвящению всей нашей жизни всеобщему совершенствованию (1, 3, 585). Основными элементами общества являются «семья — государство — церковь», которые выступают полноправными субъектами социальных отношений. 153
1. Семья. Она является первичной ячейкой и основой целостности соци ума. В семье имеет местпо иерархия отношений равенства, привязанности, почтения и власти, основанных на «добровольном подчинении» жены — мужу, детей — родителям и т. п. Она является прообразом высшей формы социальности с дифференциацией и специализированной функцией орга нов целого. В семье человек учится жить для других, преодолевая природ ный эгоизм. В ней 1) формируется и воспитывается эмоциональное един ство человечества и 2) приобретается преемственность (передача от поко ления к поколению) материального и интеллектуального богатства. Семья также выступает как средство адаптации общества к изменяющейся среде, условиям существования. В учении о «таблице мозга» Конт дает гипотетическое представление об обусловлености локализованной мозговой деятельности различных дарований человека: а) чувствительных, побуждающих его деятельность и б) разумных, осуществляющих управление и контроль. Они определяют формулу действия, которая гласит, что надо «действовать под влиянием чувств и думать, чтобы действовать». Данная формула ориентирует на то, чтобы, во-первых, разум открывал законы, организующие человеческую (индустриальную) деятельность и повелевающие реальной действительностью. Во-вторых, чтобы люди все больше руководствовались альтруистическими, бескорыстными чувствами, обращенными на других, а не эгоистическими интересами. 2. Государство. Политическая власть (государство) является органом сохранения социальной солидарности и порядка. Поэтому личность, це лью жизни которой является труд, безусловно, существует для его блага. Конт выразил идею, которую примерно можно передать так: «Больше государства — меньше рынка». Последний он связывает с либерализмом — конкуренцией как патологическим, кризисным моментом, способству ющим разложению общества. Конт выступает против насилия как сред ства подавления и покорения, несущего несчастье людям и народам. Од нако, следуя «философии силы» Гоббса, он обосновывает необходимость силы (количество и богатство) как средства защиты и поддержания по рядка, жесткой дисциплины поведения в практической организации и управления обществом. Политическая власть не должна быть дряблой: она демократична к честным и сурова (жестка) к нечестным. Вместе с тем, Конт обосновывает необходимость коррелирования, облагоражи вания управления силой влияния духа, который проявляется через разум и любовь (привязанности). Духовный порядок выступает как высшая цель — порядок моральных добродетелей. Поэтому сила духа должна облагородить (заменять) мирскую иерархию силы и формировать единство человечества. Главная задана — это сделать всех людей позитивистами: сначала преобразовать взгляды людей, затем перейти к их нравам. Обязанность социолога заключается в том, чтобы содействовать превращению масс в гражданскую общественность через рефлексию, то есть применение социологического образа мышления, и через участие в открытых диалогах. Созданные таким образом новые люди будут способны реализовать — создавать — новое общество и соответствующие ему учреждения (институты). 154
Для реализации позитивистской программы действий необходима новая религия Человечества как интеллектуальная сила, просвящающая умы и соединяющая души людей. 3. Церковь. Конт понимает религию как то, что крепко связывает человека с другими, что все держит. Она выступает одновременно как: а) догма (интеллектуальный аспект); б) культ (чувственный аспект); в) уклад (практический аспект). Религия формирует моральные устои и культурные ценности и, следовательно, создает общественый (духовный) порядок на Земле (а не порядок вечной жизни на небесах). В этом заключается социальная функция религии. Общество нуждается в ней, потому что испытывает потребность в духовном влиянии как средстве объединения. Человек также нуждается в ней, ибо у него есть пртребность в единстве и любви: любить нечто его превосходящее. Религиозное чувство — это попытка выйти за пределы человеческого зрения, самого себя и прикоснуться к тайне бытия. Поэтому, разграничивая области действия науки и религии, Конт оправдывает существование последней и отрицает возможность научной критики религии. Религия затрагивает вопросы начала всех вещей. Если Вселенная имела начало, то оно сверхъестественно: законы природы не могут объяснить своего собственного происхождения. По мнению Конта, существо религии обусловливает общество, то есть каково оно, такова и вера. Поэтому современное общество не может удовлетвориться христианскими религиями прошлого, относящимися к стадии теологии и мифологии. Следовательно, индустриальное общество нуждается в позитивной религии — социолатрии, являющейся культом Человечества как высшего существа. Новая религия затрагивает вопросы Великого Существа, являющегося примером для подражания. В этом качестве выступают те из людей, кто живет в памяти потомков (а не совокупность всех людей). Великие люди так прожили жизни, что оставили после себя свои творения (субъективное бессмертие) — это то лучшее, чем человек может возвыситься над людьми. Таким образом, религия Высшего Существа является возвеличиванием лучшего в человеке, преображенным в культ Человечества, как средства объединения всех людей. С его помощью сотво-ряется сила духа, которая будет: 1) управлять чувствами людей, 2) объединять их во имя общего труда, 3) освящать права тех, кто правит, 4) умерять произвол (эгоизм) тех, в чьих руках сила. Влияние духа — это влияние бескорыстной привязанности, или всеобщей любви, которая «составляет не только наше главное счастье, но также и самое могущественное средство, необходимое для действительности всех остальных» (4, 144)'. В Новой церкви ревностная забота о поддержании культа Человечества (Верховного Существа) возложена на «позитивных священников» — ученых, деятелей искусства, артистов, осуществляющих сотрудничество ра- ' По крайней мере данный альтруизм, основанный на неэгоистических склонностях людей к общежитию, выигрывает по сравнению с утопиями, призывающими любить общественный строй будущего, которого никто не знает и во имя которого начинают истреблять скептиков. 155
зума и чувств, гаромонии социальных отношении и создающих единый народ. В результате образуется сердечный союз философов—- позитивистов, женщин и пролетариев (14, 65). При этом, считает Конт, главная забота — это перевоспитание рабочих в «пролетариев-позитивистов» и отвращение их от западных революций (14, 55).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальный порядок» з дисципліни «Історія і теорія соціології»