Пионером в обозначении «современного» общества как индустриального (промышленного), определившего основные контуры социокультурной интерпретации действительности до настоящего времени, является А. Сен-Симон (1760—1820). Он ввел в научно-политический лексикон понятие «индустриализм» для характеристики организации всякой экономической деятельности как промышленпо-научной системы. В основе такой системы лежит союз «разума и машины», который формирует новый социальный порядок. Наука в данном случае полезна именно тем, что она дает возможность предсказывать, а промышленное производство — реализацией данных предсказаний. Революции XVIII века (Промышленная в Англии, Американская 1776 г., Французская 1789—1794 гг.) определили облик индустриальной и духовно-интеллектуальной культуры европейско-американского мира, сделали его «диктатором моды» социокультурного движения цивилизации к будущему. Развитие техники, а также ее использование па благо человечества предстают как цель истории и направление универсального и необходимого прогресса. «Калечение» природы промышленным производством современникам казалось пока нейтральным. Прогресс рассматривается как всеоб- 129
щий закон, а технократический идеал совершенного Будущего становится ориентиром для настоящего: «Золотой век впереди!» Новационным методом явилось обоснование Сен-Симоном понимания объекта социального познания: им стало человеческое «общество», сменившее в этом качестве «политику» с ее единицей анализа «государство». Он рассматривает общество как развивающийся целостный организм, где каждая его часть (в том числе и государство) должна рассматриваться в рамках этого целого и на каждом конкретном этапе развития. Учет историзма позволяет объяснять многообразие форм общественной жизнедеятельности (особенное) и предлагать различные типологии общества (общее). В частности, Сен-Симон (следуя за Тюрго) выделяет три стадии развития общественного организма, которые охватывают наиболее цивилизованные нации. К ним он относит: 1) начальную — теологическую и феодальную; 2) промежуточную — метафизическую, предназначенную для того, чтобы дать развиться новой системе, а затем осуществить самый подход к ней; 3) позитивную — промышленно-научную систему как лучшую организацию общественного устройства. Сен-Симон исходил из посылки, чго идеи (разум) правят миром и переворачивают его Он обосновывал также, что прогресс цивилизации осуществляется в соответствии с директивами разума (человеческого духа) и эталонами нравственности. Поэтому каждый из периодов истории общества относительно прогрессивен: в смене созидательных и разрушительных периодов истории каждый предыдущий подготавливает почву для последующих, новых периодов созидания. Позитивная стадия предоставляет максимум средств и возможностей для удовлетворения важнейших потребностей большинства людей, делая жизнь счастливой. В буржуазно-демократическом обществе всем классам становится хорошо: духовная власть в руках ученых, светская — собственников; власть же выбирать людей для выполнения обязанностей вождей человечества — в руках всего народа; заработная плата правителям — уважение (57, 127). Таким образом, власть должна принадлежать «индустриалам» (в противоположность «праздным»), то есть людям, причастным к производству, начиная от крестьян и рабочих и кончая предпринимателями (фабриканты, банкиры, светские чиновники и т. п.). Новая историческая реальность — индустриализм — обусловливает необходимость постановок на первое место пионеров промышленно-науч-ного и организационного (администрируемого) социального порядка. При этом политической власти придается второстепенное значение. Индустриалы выражают либеральные интересы представителей промышленногЬ общества и оказываются способными реформировать социальную органи1-зацию, политические институты в соответствии с новой социальной действительностью и соответствующими интеллектуальными идеалами. С этих позиций Сен-Симон осуждает Французскую революцию, во главе которой стали легисты — юристы, политики и т. п., не понимающие интересы индустриализма. Поэтому они дали революции направление в соответствии с доктринами метафизиков, введших людей в заблуждение и ужас- 130
ный разброд. Пришедшие к власти группы и слои, не понимая новых тенденций промышленно-научного развития, настаивают на возможности разрешения социальных проблем исключительно с помощью механизма политической власти. В результате, властвующая элита пытается прежде всего усовершенствовать правительственную машину, отодвигая на второй план промышленно-научную систему. Возможность исправления сложившейся ситуации Сен-Симон связывает, прежде всего, с разработкой новой позитивной науки об обществе, основывающей свои суждения па наблюдениях и исследованных фактах (а не на воображении), создающих единственно прочную часть наших знаний. Новая наука должна опираться на следствия ньютоновского закона всемирного тяготения и математику. При этом она должна начинать изучение общества с настоящего — современности, то есть реально существующей индустриальной действительности как предмета научной рефлексии. Получаемое позитивными пауками знание носит прикладной характер, способствует управлению «миром разумных существ» с таким же совершенством, как «миром физическим». Этим, полагал Сен-Симон, прокладывается путь в эру мирового сотрудничества и мирового порядка (лучшего будущего), объединяющих народы в единой индустриальной цивилизации. В классификации наук приоритетное место он отводит наукам физиологическим, включая сюда и наблюдение над процессом человеческого ума. Как следствие, новую науку об обществе Сен-Симон назвал «социальной физиологией». Результатом практического приложения данной науки должны быть принципы реорганизации европейского общества в соответствии с требованиями промышлснно-научной системы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Индустриальная парадигма» з дисципліни «Історія і теорія соціології»