Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница (1645—1717) до Г. Гегеля (1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции философии (начиная от Платона). Они разрабатывают логизированную (математизированную) систему правил разумного рассуждения, выраженную в максиме Лейбница' «Не будем спорить, а будем вычислять». При этом математизация научного познания рассматривается как его основополагающий фактор: природа имеет математическую структуру, поэтому математический аппарат сам по себе гарантирует получение точных знаний (истина на «кончике пера»). Отсюда вытекает, что важные для человека идеи происходят не из чувств, а из разума как частицы мировой души. Философский рационализм строит свои всеобъемдющис теоретические конструкции исходя из заранее принятых постулатов — аксиоматических посылок. Их основу составляют особые (врожденные) интеллигибельные идеи — последние основания, принимаемые за абсолютные истины, несомненные для рационалиста. Опора на них гарантирует получение самодовлеющих «истин разума», освещающих «скрытые причины» вещей. Достигаются они с помощью логики абстрактного рассуждения, что делает не нужными эмпирические подробности. Концепция рационализма реставрирует метафизику аристотелевско-томистского плана как учение об основах бытия. Она выступает против «новаторского» эмпиризма, демонстрируя, что возникновение опытно-экспериментального естествознания не может поколебать в объяснении мира абсолютные истины («истины разума»), опирающиеся на тысячелетия «вечной философии». Они являются наилучшими, если их истолковывать надлежащим образом. Логизированный рационализм обосновывал необходимость дедуктического движения мысли от идеи (мышления) к реальности (бытию), от следствия к «последнему описанию» при суверенности теоретического мышления и абсолютизации абстракции. Такой подход к сути абстрактно-философского рассмотрения действительности обосновывал его способность заглянуть дальше внешних проявлений познаваемых объектов. В этом плане рационалистическая философия выступала как идеал абсолютной науки, то есть «лучшей», чем эмпирическое естествознание. Данная методология обретает рецептурно-репрессивпый характер по отношению к любой другой познавательной деятельности, выраженный в директивном требовании философского рационализма: «Делай так, и ты обретешь истину!» Претензия рационалистической философии на роль «науки наук» — лучшей, чем физика, вызывала недоверие к ней со стороны представителей эмпиризма, утверждавшегося реальными, фактическими успехами. При этом «истины разума» рассматриваются как гипотетически-фантастические построения метафизики. Следовательно, физика должна быть защищена от нее (физика берегись метафизики). Локковско-ньютоновские идеи, стимулирующие развитие углубляющегося части он аучного знания, приведут на рубеже XVIII—XIX веков к последствиям катастрофическим для авторитета рационалистической философии в научных кругах.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рационализм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»