Решительным поворотом в Новое время в рассмотрении реального процесса человеческой жизнедеятельности стала универсалистская механистическая концепция мира (гигантский механизм), которая включала и человеческое общество. Р. Декарт первым осуществил переориентацию к естественнонаучному подходу к человеку как естественному телу природы и подчинению его природным законам Поэтому учение о человеке составляет у Декарта часть физики, являющейся разделом естественной философии. То, что человек не только естественное, но и общественное (мыслящая всшь) существо, составляет его «вторую природу». Разум — это то, что делает нас людьми. Психическая модель субъекта и его деятельности состоит из наблюдаемых элементарных психических процессов (страстей), которые поддаются естественнонаучному (механистическому) объяснению. В сочинении «Страсти души» Декарт осуществляет попытку рассмотреть страсти (деятельность души), бывшие раньше предметом теологии, как физик, то есть с позиций механики. Данные исходные посылки привели 96
к созданию объясняющей науки об обществе, построенной по принципу так называемой «социальной физики» и демонстрирующей приложимость методов естествознания (точных наук) к истолкованию социальных проблем. Таким образом, начинает формироваться социальное познание как новый способ считывания мира, выходящий за каноны традиционной метафизики. Декарт исходит из того, что человек — «телесная машина», которая обслуживает пас. Она должна быть хорошо отлажена, чтобы эффективно (с пользой) функционировать. Благодаря страстям и разум но-воле вой способности, человек, в целях оптимизации своего существования, либо приспосабливается к внешнему миру, либо вступаете ним в конфликт. Отсюда вытекает необходимость упорядочения участия психики в жизнедеятельности человека. Для этого надо научиться переделывать мозг людей и делать их способными отличать истину от лжи, воспринимать установки и принципы нового общества. Но это столь же сложно, как, к примеру, давать сражения. Особую роль в научении человека управлять своими страстями, которые по Декарту существуют во имя физических процессов (поведения), играет мораль как некая техника самообуздания. Для оптимального функционирования телесной машины необходимо упорядочение эмоций и экономное их расходование. Этому способствует разум, вооруженный методом и использующий волю как противовес давлению страстей. Тем самым тело и душа оказываются связанными, а последняя обуздывает (дисциплинирует) чувства и через них управляет телом. В результате, разум играет в руководстве нашим поведением ту же роль, что в гражданской жизни полицейский на улице. Образованный индивид оказывается способным силой своего разума и в духе стоицизма преодолевать противоречия социальной жизни. При этом рациональный стоицизм XVII в. обосновывал идею единства непреложных законов природы, естественных законов политического устройства и при-родосообразной жизни людей в рамках протестантской этики самоконтроля и скромности человеческих притязаний (удобство, расчет, выгода). Декарт оставляет открытыми вопросы создания гармонического общества (общественного тела) и акцентирует внимание на том, что нужно стремиться менять скорее свои желания, чем порядок мира. Нужно стремиться приучать себя к мысли, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, кроме наших мыслей (сомнения). Механистическая концепция «природы человека» была продолжена в общественной теории Т. Гоббса (1588—1679), сводящего социальную физику в «Левиафане» (государстве) к твердо (репрессивно) организованному порядку. Он продолжает отстаивать право естественнонаучного взгляда на область человеческой (психической) деятельности. Осуществляется это с позиций эмпиризма, то есть как завершение изучения физической реальности исследованием психической (духовной) деятельности на опытно-экспериментальной основе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная физика» з дисципліни «Історія і теорія соціології»