О культурном подъеме — пред возрождение, — переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует литературный расцвет, связанный с колоссальными фигурами средневековья: Данте Алигьерн( 1265-132J гг.), Джованни Боккаччо (1313— 1375гг.), Фран-ческо Петрарка (1304—1374 гг.) и др. Они не были философами-профессионалами (схоластами) и воспроизводили жизнедеятельность и действительность в художественной форме, в том числе и впервые на народном (национальном) языке. Способности, присущие поэту и художнику, видятся ими как божественный дар, который снимает запреты земных правителей: они исполняют божественную волю в своем творчестве — стихах, картинах, музыке, архитектуре. Отсгода вытекает право свободно думать и творить, нацеливающее усилия личности на мир посюсторонний, становящийся фокусом ее интеллектуальных, моральных и деятельных исканий. Данный поворот не мог удовлетвориться современной ему академической ученостью и ее авторитетами. Признание идентичности душ на протяжении всей истории, наличия вечных (непреходящих) ценностей, обусловливали обращение к принципу античности «все повторяется» (вечное 1 Споры о периодизации, в частности, верхней границы средневековья (Средние века — Гуманизм — Возрождение), имеют давнюю историю. Представители советской медиевистики (Л М. Баткин, А. X. Горфункель, В. В. Соколов и др.), опираясь на оценки данных феноменов Ф. Энгельсом, относят закат средневековья к рубежу XIII—XIV веков, с Данте Алигьери (1265—1321 гг.) начинают европейское Возрождение и видят в нем величайшую «из революций, какие до тех пор пережила Земля» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 20. С 508) Подобные попытки, за которыми стоит определенная философия истории, в основе своей далеко не бесспорны, противоречивы, не представляются удачными и требуют уточнения. В этом плане заслуживают снятия идеалогической ограниченности оценок и глубокого освоения достижения западных медиевистов В. Бранки, В. Рассела, Дж. Тоффанина, И. Хсйзинги и др. ' Московский князь Иван III (1462—1505 гг.), которому удалось, наконец, покончить с зависимостью от Золотой Орды, женившись на дочери последнего византийского императора (Зосе — Софье), принял герб Византийской империи — двуглавого орла. Москва объявила себя «Третьим Римом». 63
повторение): одни и те же истины утверждаются и углубляются в разные времена и под разными небесами. Отсюда вытекает новационное стремление возвратить (возродить) живую и вещественную античную культуру, наследницей которой стала Италия, сохранившая материальные и письменные сокровища греко-римской цивилизации. Это означало признание равной значимости всех авторитетов античного мира и примирение его культуры (языческой) с современным миром христианства. Условием достижения данного примирения являются смещение акцента с бога, находящегося за пределами земного бытия, на человеческие события и действия, отказ церкви от притязания на светскую власть и всемирная монархия. Это не означает, что названные классики были безбожниками. Просто земной человек (человеческая индивидуальность) занимает в их творчестве то место, которое прежде принадлежало богу. В цепи отношений «бог-человек-природа» человек рассматривается как «срединное» звено — центр цепи космического бытия. Поэтому его земное предназначение — блаженство жизни — заключается в свершении благородных дел и не приносится в жертву загробному блаженству вечной жизни. Таким образом, закладываются основы ренессансного мышления, преодолевавшего разрыв между божественным и земным. Представителей предвозрождения объединяет обращение к «человеческой комедии», ориентированной не на сверхчувственную реальность и презрение к земному миру и греховному человеку, а на обычную, повседневную жизнь, с ее вполне земными печалями и радостями (сложные поступки в сложном обществе). В частности, в центре нравственных проблем, которыми они занимаются, стоят серьезные и мучительные вопросы социально-политической и экономической жизни, сопровождающиеся па переломе эпох не только радостями, но и тревожными настроениями, предчувствием возможного хаоса. Это способствует развитию искусства, которое поддерживалось огромными капиталовложениями, что в тех исторических условиях было экономически выгодным. Данте первый осознал существовавшие связи художественного выражения с нравственным и социальным обновлением (новой жизнью). Это означало, что художественное (поэтическое) видение может стать верным путем к «чудесному видению» того, как вырвать живущих в этой жизни из состояния бедности и привести к состоянию счастья, идеалом которого является античность («золотой век» позади). У современных людей «кривая душа», изуродованная грехом первородным и грехами историческими. В процессе социально-нравственного обновления ее надо превратить в «праведную душу», подобно той, какая была в утро творения. В этом смысл обновленческой деятельности, обращенной ко всем людям, живущим в этой жизни. Тем самым было положено начало преодолению отвержения радости земной (мирской) жизни как греховной по своей природе. С Петрарки начинается эпоха предвозрождения, то есть то, что предшествует Возрождению. При этом католическое христианство рассматривается им как непревзойденное учение о жизни, заключающее тайну человеческой души, которая познается внутренним самосознанием — непрерывным самоанализом, Петрарка исходит из понимания того, что человечсс- 64
кая личность и душа объединяют в себе реальность, самые основы жизни и окружающего мира. Отсюда вытекает признание субстанциональной идентичности душ на протяжении всей истории человечества. Это, в свою очередь, составляет провиденциальную возможность возвращений, встреч и бесед в веках душ (анатомией которых является субъективность). Средство общения между душами с их светлыми и мрачными тайнами — слово (диалог, беседа, послание и т. п.). В результате канонический автор оживает и превращается в собеседника — диалог посредством текста. Открытие античных текстов, проникновение в древних авторов, изучение великих философских систем античности и есть беседа с великими людьми прошлого и постоянное углубление в самих себя. При этом мудрость (самопознание на основе самоанализа) есть основа человеческого знания как способность выбирать и судить руководствуясь принципами. Умозрительную ученость (теологию, метафизику, технические изыскания) Петрарка не принимает в расчет в силу того, что она занимается внешними по отношению к человеку формами знания: тайна человеческой души, внутренняя жизнь человека для него важнее, чем тайна вселенной. Высочайшая любовная лирика, мудрые этические трактаты, в которых Петрарка обращается к непреходящим ценностям в человеке, получили отклик и резонанс у современников и положили начало обновленному процессу в социокультурной жизни Италии, а затем и Западной Европы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нредвозрождение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»