ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Історія і теорія соціології

Эллинско-римская философия
Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н. э.) в основном вторична по отношению к философии Древней Эллады. Последняя и после оккупации Греции Македонским, а затем римским войском, продолжает оказывать приорететное влияние на народы Средиземноморского бассейна. Под влиянием греческой культуры появляются новые центры: Александрия, Пергам, Сиракузы. Рим и др. Создаются историко-философские компиляции, в которых авторы (доксографы — описыватсли мнений философов), применяя эпирико-исторический метод, стремятся представить объективную историю философии как она есть, ничего не прибавляя от себя. Наблюдается тенденция к специализации отделявшихся от философии наук. Ученые-специалисты (Евклид, Архимед, Полибий, Лукреций, Цицерон, Клавдий, Птолемей, Гален и др.) заняты тем, что лежит в пределах опыта (эмпирия) и конкретной методики: геометрия, механика, медицина, история и т. д. Поэтому их интересы превалируют над философскими. Утрата связи наук с философией оборачивается для последней снижением теоретического уровня.
Внимание все больше акцентируется на этической проблематике, которая отрывается от политики. Пришедшие на место полиса крупные государства — империи — отчуждаются от граждан военно-бюрократическим аппаратом (аристократией), являющимся инструментом абсолютной власти (монарха, императора). Вес большую роль приобретает труд полусвободных производителей в сельском хозяйстве и ремесле. В этих условиях внимание акцентируется на этической проблематике внутренней свободы, добродетелей и самодостаточности человека. В эпикуреизме (внутренний покой), стоицизме (внутренняя стойкость), скептицизме (внутренняя невозмутимость), неоплатонизме (нравственно-очистительный аскетизм) философско-этическому мировоззрению стремятся придать нравственно-назидательный и утешительный жизнеорганизующий принцип. Главное дело философии теперь видят в возделывании души, и поэтому приоритетной становится се психотерапевтическая функций Такой подход усиливал процесс демифологизации и влияния художествен! ю-миф ол о го -религиозного комплекса на философско-этические концепции, авторитарность и бездоказательность которых сильно примитизировала науку.
Неоплатонизм. В частности, в смутное время между Ранней и Поздней Римской империей, Плотин (204-270 гг.), обращается к истолкованию учения Платона и, используя мифологию и мистику, создаст на этой основе новую картину мировой иерархии.
46

Источник бытия, который излучает из себя (эманация) все сущее в мире небесном и земном, Плотин называл «Единое» как чистое, безличное, абсолютное и непознаваемое. Он создает вертикаль «единое — многое» как развитие вспять: вниз от более общего и совершенного к менее совершенному и непрерывно умножающемуся бытию. Единое — это бог, без которого в мироздании невозможны ни живой организм, ни общество. Мировой процесс начинается с непостижимого и невыразимого божественного первоединого начала, которое проявляется через эманацию: сначала как мировой ум; затем как душа мира; далее как единые души; потом — единичные тела; наконец материя как небытие.
Данный подход ко вселенной, строящейся сверху вниз, отражал новую схему тоталитариспшческой социальной иерархии мировой Римской империи. Одновременно он предвосхищал феодальную иерархию: сведение многого к единому и выведение этого единого как высшей силы за пределы многого. В условиях перехода от принципата кдомипату (по типу восточных деспотий) Плотин просил императора Галлиепа о выделении ему территории для реализации социально-политического проекта Платона, для создания Платонополиса.
Плотин сделал решительный шаг по слиянию философии с теологией через конвергенцию положений пифагореизма и платонизма о посмертном переселении душ и дал собственное дополнение к данному учению. Он считал, что задача заключается в том, чтобы человек добился прерыва этого потока перевоплощений: его душа, выполняя истинное предназначение, должна вернуться к своему первоисточнику — мировой душе, к божественному единству. Цель человеческой жизни — восхождение к божественному первоединному началу. Это достигается путем сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил. На высшей экстатической ступени восхождения душа соединяется с богом. Таким образом, душа совершает обратный путь наверх.
Сам процесс бытия постигается как чисто умозрительное искусство в момент высшего напряжения познавательных усилий. Это возможно в редкие мгновения познавательного исступления — экстаза (сверхъестественной интуиции, озарения, когда мысль и предмет совпадают подобно любовным упоениям), то есть мыслящий превращается в само мышление. В подобном су пер интеллектуальном (впеиптеллектуальном) состоянии душа верующего сливается с самим богом и человек оказывается способным созерцать бога и сам уподобляться богу Плотин достигал такого высшего состояния человека в реальной жизни, по крайней мере, четыре раза.
Учение Плотина о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет перед низшим, Единого как начала иерархии сущего, сверхъестественной интуиции и др., сходилось с развивающейся христианской религией. Происходил противоречивый процесс взаимодействия последней с неоплатоновской философией, которая влияла на формирование в IV—V веках ранней христианской философии (патристики).
Однако сам неоплатонизм, поддерживающий политеистическую религию, относился к христианству враждебно, подвергая теоретической критике главный его документ — Библию. В ответ христианские апологеты не
47

только подвергали ожесточенным нападкам сочинения неоплатоников, но и добивались указов императора о сожжении последних.
Такова общая картина завершения античной философии и начала сближения философии и теологии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эллинско-римская философия» з дисципліни «Історія і теорія соціології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СИСТЕМИ АВТОМАТИЗОВАНОГО ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКЦІЇ
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Основні поняття системи супутникового зв’язку


Категорія: Історія і теорія соціології | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП