Люди по своей природе политические существа, а государство состоит из граждан. Поэтому главное в нем — это гражданин как неизменный по своей природе человек, кто участвует в управлении, в суде,
42
Аристотель не различает понятий «государство» и «общество».
исполняет воинскую функцию и служит богам. При этом Аристотель различает жителей государства как существенные и несущественные части. а) К несущественной, но необходимой части он относит всех, занятых практической деятельностью, — торговцев, земледельцев и ремесленни ков. У них нет досуга для развития в себе добродетели Поэтому в наилуч шем государстве данному большинству не дадут прав гражданина, а с дру гой стороны, в таком государсгве граждане не должны быть земледельца ми и ремесленниками. Но так как эти неблагородные занятия в государ стве необходимы, то в эллинском мире ими должны заниматься рабы — варвары (не греки). Аристотель рассматривает рабство как явление, согласованное с природой: реальность такова, что в силу неразвитости производства жить без рабов нельзя. Кроме того, природа разделила людей на свободных — господ (меньшинство) и рабов — работников (большинство). Первые предназначены к властвованию, вторые — к подчинению. Рабы (одушевленная часть собственности), предназначены применять свое тело для производственного, физического труда. Поэтому они напрочь исключаются из числа граждан, обладающих политическими правами, и не входят в состав государства. Рабский труд и достаток, созданный на основе этого труда, порождает досуг как необходимую предпосылку для теоретической, созерцательной деятельности (философской жизни). Эта деятельность является высшей доблестью, ведущей к постижению истины — совершенству. Поэтому рабы и полезны, и необходимы для организации правильной жизни. Раб и варвар (наихудшая порода людей) по природе своей одно и то же: на них охотятся и обращают в рабство, и это справедливо. Из аристотелевской концепции выпадал фактор, связанный с понятием о человечестве и общечеловеческой идеей. Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варварами, постулируя безоговорочное преимущество первых над вторыми. С этой позиции он различал людей, характеризовал народы1. б) К существенной части Аристотель относит лишь сословия воинов и правителей (членов совета), облеченных законосовещательной властью. Эти граждане-греки составляют государство и являются рабовладельцами. Их добродетельная жизнь нуждается в досуге, то есть освобождении от каких- либо работ, необходимых для практической жизни. Право на досуг являет ся основным признаком участия человека в государственных делах. Однако для пользования им надо кое-чему научиться, кое в чем воспитаться. Та ким образом, досуг заключает в себе счастливую научно-созерцательную жизнь, которая выпадет на долю свободных граждан.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гражданин» з дисципліни «Історія і теорія соціології»