До Аристотеля предпочтение отдавалось космологии как более благоприятному материалу для наблюдений и размышлений, не требующих эксперимента. Обратившись к реальным наблюдениям за живой природой, он преодолевает предубеждение против подобных занятий как низких и недостойных философа. Да, живые организмы наполнены слизью и калом, что вызывает брезгливость и отвращение. Но, во-первых, растительно-животный мир в большей степени близок нам, чем небесный. Во-вторых, мы находимся в природном родстве с животным миром, который содержит в себе прекрасное. Поэтому в благородном деле изучения биологии ученый испытывает от своих занятий чувство удовлетворения и наслаждения, недоступное простым людям. В биологии Аристотель опирается на факты из жизни животных: процессы рождения организмов из семени, целесообразные действия инстинктов, структуры и функции организмов и др. В их изучении он закладывает линию эмпиризма: реальное наблюдение за живой природой имеет своим первоисточником опыт (эмпирия) и использует эксперимент. Эмпирическая тенденция позволяет мысли через индукцию двигаться от здания индивидуальных вещей (единичного) к общему. Благодаря повторяемости чувственных восприятий, их накоплению в памяти и эмпирическому сходству открывается возможность для систематики и классификации — распределения живых существ на роды и виды. Данная идея градации (исрархизации форм жизни) — лестницы живых существ — как бы подготавливает почву эволюционизму. Аристотель подходит к живому организму как модели общей картины мира. Тем самым он закладывает линию органицизма: наблюдения над частным классом живых существ он переносит, по аналогии, на все живое, в том числе и мир человека. В частности, его исследования по морфологии и физиологии животных явились основой для создания логических форм мышления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Биология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»