Дальнейшая рационализация философии как науки о сущем и познании истины связана с Аристотелем (384—322 гг. до н. э.) . Он был воспитателем Александра Македонского, и сам стал «Александром Македонским» эллинской философии. Новационньш характер его деятельности выражен в лапидарном тезисе: «Платон мне друг, но истина дороже». Подвергая критике крайности монистических «линий» Демокрита (материализм) и Платона (идеализм). Аристотель исходит из общеэллипского понятия меры: «Ничего через меру». Поэтому он во всем ищет середину как проявление мудрости, что выделяет его из всей сферы знания. Данное стремление к середине (говоря современным языком — к консенсусу) и составляет суть аристотелизма. Аристотель продолжает традицию называть философией всякое теоретическое обобщение как форму созерцания сущего и природы. Она представляет науку, схватывающую общее и то, что предшествует по необходимости. В силу этого наука представляет собой сложную систему, и Аристотель впервые предпринимает попытку се классифицировать. Прежде всего, он выделяет различные роды деятельности. Практическая. Она является исходной (начальной) деятельностью и опирается на опыт как наслаивание чувственных восприятий в памяти. Получаемое при этом знание имеет чувственный характер и в нем пет мудрости. Творческая. Данная деятельность носит практический характер и связана с производством (продуцированием) вещей — ремеслом (искусством — технэ). Здесь также нет мудрости. Ремесленники производят по привычке и способны передавать только навыки. Собственно практическая и творческая деятельности, не носящие созерцательного характера, науки не составляют. Практические знания служат получению материальной пользы (выгоды) и имеют практическое применение. Используемая в них индукция (восхождение от единичного к общему) не ведет дальше вопроса о фактах, которые не являются предметом науки. В этом их главное — ценностное — с точки зрения степени научности, отличие от теории. Теоретическая. Данная длительность носит созерцательный (умозрительный) характер и направлена на исследование вечных начал и первых причин. Разумно-содержательная деятельность имеет место только в сфере рассуждений, оторванной и от опыта, и от производственной практики. Основными чертами теоретического знания являются: а) доказательность, б) способность объяснения и в) сочетание единства с наличием степеней подчинения одних знаний другим. Теоретическая (созерцательная) деятельность составляет науку (эпис-теме), знание которой служит знанию же, а не практическим целям. Ис- 36
пользуемая в ней дедукция (разложение сложного на простое) возвышает ставшее доказательным знание до сферы науки. Такое значение составляет прочную и незыблемую истину о бытии. Последнее является общим предметом и основой для аналогий, связывающих в единство различные роды паук. Человек — наивысшее существо реального мира. Человеческая деятельность может быть двух видов. Во-первых, практической, направленной на достижения целей, внешних для самого деятеля, связанных с производством материальных благ. Это занятие земледельцев, ремесленников и торговцев. Во-вторых, теоретической, направленной на познание сущностей и поиск истины. При этом только наука и мудрость как созерцательная деятельность философа способны принести высшее блаженство. Данное обоснование третирования физического труда и апология умственного труда надолго, вплоть до Нового времени, привело к отрыву теории от практики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Аристотелизм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»