Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический многофункциональный феномен символической формы первобытной культуры. Данная раннеисторическая форма знания является мифологической космогонией, конструирующей иерархическую модель мира без разделения его па видимый и невидимый, реальный и идеальный. Мифолого-художс-ственное познание выражает мир через призму кровнородственных связей и понимает окружающую действительность как огромную родовую общину. Она предстает оживотворенной (гилозоизм) и одушевленной (анимизм), в конце концов, как антропо—- и зооморфическое единство природы и социума, ритуально-магическое единение отдельных групп людей с видами животных (тотемизм). В мифах, с одной стороны, отражались магия1,.обряды, суеверия и т. п., а с другой — нравственные нормы, социальные опыт и память2. Эти представления о мире консервируются религией и составляют мисти-ко-религиозную картину мира, безраздельно господствующую в мифоло-го-художествснном сознании первобытного человека. Замкнутость мифологической системы подтверждалась циклическими изменениями в природе (синхронизация), обесценивающими историческое время (диахрония) и свидетельствующими о неизменности и повторяемости всего в мире. 1 Магия — это имитация явления, где связь между магическим действием, магическим заклинанием и искомым результатом представляется непосредственной. Ее позиция — принудительная, обусловливающая уверенность в практической эффективности магических действий с изображением, предметом, именем, если все сделано правильно. - К сожалению, отечественные исследователи мифологии — Золотарев А. М., Кессиди Ф. X., Лосев А. Ф., Маковельскпй А. О , Токарев С. А., Шахнович М. И. и др., внеся большом вклад в изучение данной проблематики, допускали в атмосфере марксистской идеологизации односторонности, явные преувеличения и ложные ходы, связанные с приматом общественного бытия, формационного и классового подхода в объяснении духовного развития. Научные открытия и достижения в области мифологии, связанные с именами Д. Фрэзера (магия и ритуализм), Е Кассирера (логический символизм), К. Юнга (психологический символизм), Б. Малиновского (ритуалистичсский функционализм), К. Леви-Стросса (структурный анализ) и др., подвергались либо жесткой критике, либо отвергались. Сегодня эти достижения заслуживают глубокого освоения, адекватной интерпретации и более вдумчивой оценки. 21
Однако миф не является прямым обманом, хоть и представляет ценности в фантастической форме1. Являясь бессознательно-художественной переработкой действительности, он включен в язык реальной жизни. Социальная функция мифологии заключается в ее житейско-практическои эффективности, выражаемой в поддержании ритуально-магически ми средствами определенного природного и социального контроля и порядка (равновесия) в архаических (родовых) организациях общества. Мифологическое мышление функционирует на коллективно-бессознательном чувственном уровне (который включает символический характер воображения), оперирующем образами. Это уровень живого созерцания (дотеоретический) как исходного, утилитарного человеческого отношения к миру, взаимодействия с практически близкой сферой действительности. Первобытное общество — это дописьменный этап культуры, для которого характерен приоритет поэтического перед повествовательным: символический язык придает мифу (правдивая речь) в основном художественно-поэтический, дидактический (героический эпос) характер. При этом миф опирается на основной метод — наблюдение и метафоризацию. Метафорический аспект мифологической символики нельзя полностью рационализировать, можно лишь перевести на другие, тоже образные, языки. Отсутствие письма обусловливает устно-слуховую — оральную организацию информации, которая поддерживается действующими людьми. Для закрепления и передачи накапливаемого знания используются устный язык и чувственно-наглядные средства' первые рисунки, затем живописные изображения, которые носят художественно-познавательное значение (поздний неолит). С развитием духовного мира первобытных людей стремление к передаче формирующихся общих понятий, мыслей приводит к появлению схематической, условной живописи и пиктографического письма (неолит), в котором нарастают символические элементы и одновременно повествовательная сложность изображаемого, передачи субъективной картины мира. Однако имеющие в них место образы и символы не являются «шифром трансцендентальности» и выражением теоретических сущностей бытия. Главным в первобытном искусстве, пиктографическом письме является обеспечение понимания смысла изображения для всех, независимо от языка. Иначе они теряют свой смысл и предназначение. Пиктография к гому же выражает мысль целиком и передача сложных, абстрактных понятий в ней затруднена. В условиях первобытного общества распространение и усвоение внетео-ретического знания, мифолого-религиозного мировоззрения также вплетено в язык реальной жизни. Они осваиваются с принятием образа жизни, через овладение навыками и умениями практической деятельности, ин-1 тернализацию определенных норм, традиций и др., наконец, через вклю-' чение индивида в социальную практику после обрядов инициации уже как зрелой личности. Основным способом передачи и усвоения социальных 1 В понятие «миф» иногда включается политическая идеология. В этом случае оно получает негативную оценку, так как идеология открывает путь к манипулированию (пропаганде) сознанием идеями мифа. 22
опыта и памяти выступает научение как практическое общение учителя-практика и ученика, которое исторически и генетически предшествует специализированным формам распространения знания, именуемым образованием, пропагандой и т. п. На рубеже IV—III тыс. до н. э. происходит переход от каменного века к веку металла. В благоприятных природных условиях Древнего Востока (Шу-меро-Вавилония, Египет, Индия, Китай) начинается разложение первобытного и зарождение раннеклассового общества с азиатским способом производства. Для него характерны патриархальный характер рабовладения, верховная собственность государства на землю (восточная деспотия), приоритет деревни над городом, личностное господство и подчинение соседской общине. В этих условиях происходит разделение труда, социальная дифференциация и развитие неравенства, образуются народности и государства, экономические, правовые, социально-политические и др. виды общественных отношений. В общественно-исторической практике и в процессе познания возрастает качество и роль аналитической деятельности, абстрактного мышления. Об этом свидетельствует появление идеографического письма, развитие в нем логограмм, отражающих смысловую (повествовательную) сторону языка и связанных со звучащим словом. Это привело к тому, что письменность отделяется от условной живописи и становится основным средством закрепления, передачи и переработки знания, требующим определенной интеллектуальной работы. Появление письменности, позволяющей излагать мысли в повествовательной форме, создает принципиально новую ситуацию общения Изменяются информационные и коммуникационные возможности: формируется визуально-графическая организация информации фиксированными знаковыми системами В III—II тыс до п. э. (эпоха бронзы) создаются новые социокультурные возможности для развития духовных способностей человека, расширяется сфера неутилитарного отношения к действительности — эстетического, этического, религиозного и др. В частности, письменный язык обособляется от племенных и местных диалектов. С помощью абстрактных и сложных понятий развиваются логические рассуждения, аналогии, отвлечения, сложные спекуляции, придающие знаниям определенную систему: появляется эзотерическое знание и создается порог его понимания. Для преодоления данных и других трудностей требуется определенная грамотность как результат длительной подготовки и занятий умственным трудом. Формируется система образования как специализированная форма создания и распространения информации учителем и усвоения се учеником через беседу, урок, текст, учебник, и т. п. Необходимость значительных материальных затрат на обучение и воспитание сосредотачивает образование в руках государства и его учреждений. Особую роль в духовной жизни стали играть военно-чиновничий аппарат (особенно писцы), сословие жрецов, представители искусства, владевшие грамотой, письмом и свободные от тяжелого физического труда. Храмы и писцовые школы становятся центрами Духовно-культурной деятельности. 23
Из первоначального синкретизма мифологии вычленяются искусство, политеистическая религия, которая обретает теологизированную оболочку и выступает как мистико-религиозные теокосмогонии. В них идея космоса (упорядочности) переносится с природы на государство. Бог, как творец мира, управляет им через своих избранных, располагающихся в строгой иерархии. Живым богом на земле является царь, фараон и им подобные, обладающие неограниченной властью над людьми и богатствами. Все остальные предназначены, терпя лишения, производить эти богатства и через посредство жрецов приносить жертвы богам. Нарушение данного установления неизбежно грозит разрушением мира. В мистико-религиозных теокосмогопиях ответы на мировоззренческие вопросы даны исходя из «божественной мудрости», носящей идеологическую окраску: освящение существующих политического строя и власти экономических и социальных отношений. Теперь мифологическое сознание как «народное знание» становится тормозом на пути раннеклассовой государственности и должно быть заменено на новое, отвечающее формирующемуся образу жизни и картине мира. В результате государственно-религиозного влияния на народные массы формируется новый тип сознания — религиозный, ставший традиционным для доиндустриальной цивилизации И хотя он сам еще тонет в море суеверий, но разрушает мифологию: миф перестает быть самостоятельной формой сознания и подвергается теологизироваиному переосмыслению. В результате разрушается слитность индивидуального и родового (кол- ' лективпого) сознания. Одновременно, положительное знание, которое систематизировалось и конкретизировалось вокруг мифов, создает гносеологическую предпосылку для возникновения рудиментарной, то есть зачаточной, науки. На рубеже II—I тыс. до н э. происходит обособление умственного труда от физического, появление досуга; выделяется определенная прослойка людей, еще не ученых, а скорее рассудительных, обладающих способностью к точному наблюдению, практической житейской мудростью, искусных в вопросах поэзии, религии, законодательства и т. п. Их усилиями начинает формироваться логико-рассудочное (словесно-знаковое) мышление и рациональное познание, относительно независимое от мифологии. Оно отличается от уровня живого созерцания тем, что в процессе познания используются методы наблюдения и феноменологической констатации явлений природы, фиксация элементов производства и быта, формы организации знания о них. В итоге длительных опытпо-наблюдательных усилий появляются знания о природе, производстве, механике медицине, астрономии, математике и др., имеющие прагматическую) полезность. Все это свидетельствует о формировании первого уровня рационального познания — эмпирического, который обладает относительной самостоятельностью и не может считаться абсолютно зависимым от теоретических установок. Данный уровень выступает как промежуточный между уровнями живого созерцания и теоретическим. В нем пока отсутствуют логико- 24
рефлексивные процедуры, методы познания не возводятся в принципы миропонимания, а формирующееся рациональное знание не получает строгого оформления в виде теоретических положений, четко сформированных законов и принципов. Вместе с тем, на эмпирическом уровне (в отличие от живого созерцания) остраненно-объективнос понимание действительности, методы и формы опытно-аналитической деятельности начинают играть решающую роль. Само появление эмпирического знания является результатом и свидетельством усложнения духовного развития и дифференциации культурной жизни общества — зарождения узко специализированной научной сферы познания. В I тыс. до п. э. (эпоха железа) духовное развитие, технологические потребности производства, беспрерывные войны, также связанные с удовлетворением настоятельных запросов технологического и духовно-идеологического порядка, стимулировали дальнейшее развитие рационального познания, логико-рефлексивных процедур, обусловливали увеличение их объема и углубление содержания. Совершенствование письменности рождает слоговое письмо, которое отвечает сложному уровню абстрактного мышления и становится глубоким инструментом передачи и закрепления мысли. Следующим шагом стало букйенно-звуковое письмо: им человечество пользуется по настоящее время. Данное письмо обеспечивает переход к прозе в изложении мысли, взглядов, без чего невозможны теоретические построения . В результате формируется качественно новый уровень рационального познания — теоретический — с его методами конструирования абстракций, освобожденных от конкретных условий существования объектов познания. Таким образом, познавательная деятельность усложняется и включает все три уровня познания, которые при относительной самостоятельности оказывают влияние друг на друга: живое созерцание даст привычную информацию эмпирическому и теоретическому уровням, а результаты последних составляют основу для корректировки и расширения впетеорети-ческого знания о непосредственной данности. При этом эмпирический и теоретический уровни составляют новую сферу научно-теоретического познания. Формирование данной сферы свидетельствует о становлении авторитета «логоса» вначале как разумного слова, а затем разумной необходимости, управляющей миром. В современной литературе общепризнанной точкой отсчета перехода от мифа к логосу, рациоанально-теоретическому уровню познания и знания, является зарождение философии, ставшей на долгие времена синонимом единой, нерасчлсненной науки. Философско-логизированпое осмысление мира связано с формированием системы общих методологических установок. Создающиеся при этом теории не только стремятся раскрыть сущность объектов, объяснить их, но и становятся мощным инструментом научно-теоретического познания, возводятся в принципы миропонимания. Формируется также рефлексия над самим процессом познания, направленная на выявление и сознательный контроль оснований, условий и средств духовного производства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мифология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»