20-е гг. проходили под знаком острых и весьма многочисленных теоретических дискуссий. Последовательная социологическая интерпретация марксистской теории была выдвинута в начале 20-х гг. самым влиятельным теоретиком партии Н.И. Бухариным, но подвергнута довольно жесткой критике со стороны Ленина. В центре теоретических дискуссий 20-х гг. находилась работа Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии»53, выдержавшая в СССР до 1929 г. восемь изданий. Она представляла собой первую попытку систематизации основных понятий исторического материализма (в его отношении к социологии) с позиций так называемого энергетизма. Бухарин утверждал, что исторический материализм является социологической теорией марксизма, которая выступает по отношению к философии как частная наука. Досталось от Ленина и другому видному марксисту А. Богданову, который якобы отошел от исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса к социалистически окрашенному сциентизму. Как и Бухарин, он пытался дать общую систему категорий исторического материализма и социологии с позиций те ктологии (всеобщей организационной науки). Но попытка провалилась, видимо, не пришло время для нового взгляда на общую социологию. Гораздо позже, уже в 1970-е гг., новое поколение советских философов и социологов еще раз попытается перестроить общую социологию, но уже на принципах общей теории систем (одним из родоначальников которой, кстати сказать, считается А. Богданов) и организационно-деятельностного подхода (Г.П. Щедровицкий). Но и эту попытку нельзя признать удачной, поскольку предложенный вариант так и не стал общепринятой нормой в сообществе социологов. Разгром бухаринской «ереси» стал поводом для активной борьбы против «абстрактного социологизма» и «механицизма» на протяжении 30-х гг., прежде всего на страницах журнала «Под знаменем марксизма», выступавшего в те годы трибуной официальной партийной линии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Идеологические дискуссии» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»