С долей уверенности можно утверждать, что академическая социология, по разнообразию социокультурных ролей ученого, монохроматична. У нее всего один цвет в палитре. Академический социолог — почти всегда кабинетный деятель: он преподает, исследует или консультирует в лаборатории, аудитории или офисе, т.е. в среде себе подобных. Напротив, прикладные социологические исследования полихроматичны, многоаспектны. Куда только не закидывает судьба ученого-практика. Если расположить играемые им роли на некотором континууме, то окажется, что количество ролей чрезвычайно велико и многообразно. На первом полюсе континуума — самом «тихом» — располагаются академические социологи, которые занимаются прикладными исследованиями от случая к случаю: либо ради подработки, либо ради интереса. На противоположном полюсе мы можем поместить экстремальные роли практического специалиста. Так, многие специалисты в области ПСИ трудятся администраторами тюрем, психиатрами в госпиталях для душевнобольных людей, домах престарелых и инвалидов и т.п. Социология преступности накладывает на ученого особые обязательства, он постоянно контактирует с криминогенной субкультурой — наркоманами, владельцами оружия, профессиональными ворами и убийцами, преступными синдикатами, мафиозными образованиями, проститутками, алкоголиками, юношескими бандформированиями. Проводя включенное наблюдение — а это самый эффективный и наиболее полный источник информации, — ученый постоянно рискует жизнью. У него особый социокультурный статус, ролевое поведение, которое предполагает знание языковых символов, 662 мотивов преступного поведения, норм конспирации, стереотипов восприятий «посторонних» и многое другое. У него должны быть выдающиеся способности; если ученый не сможет наладить доверительные контакты с преступным миром, у него останется один-единственный источник — заниматься кабинетной работой, т.е. цитировать труды своих коллег-криминалистов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социокультурный статус социолога-практика» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»